Вместо того чтобы «Исправлять» тело Моше Фельденкрайз учил расширять его возможности и доступные варианты действия. «Я буду вашим последним учителем. Не потому, что я лучший учитель, которого вы когда-либо встретите, а потому что у меня вы научитесь учиться. Когда вы научитесь учиться, вы поймете, что учителей нет, есть только ученики, только люди, которые учатся, как проще учиться». Этими словами Моше Фельденкрайз начал свой первый обучающий курс в Северной Америке в июне 1975 года. Никто из нас на самом деле не был готов к встрече с этим удивительным человеком и его методом.
Отличавшийся редкой харизматичностью Фельденкрайз (1904-1984) оказал заметное влияние практически на каждого, кто встретился ему на жизненном пути. Он ставил перед другими сложные и интересные задачи. Физик, инженер, математик, дзюдоист, студент курса иглоукалывания, Фельдекрайз соединил в себе лучшее, что есть у Запада и Востока. Метод Фельденкрайза берет истоки в дзюдо и йоге, а также в физике, инженерии и математике. Сам основатель метода принадлежал нескольким культурам и владел несколькими языками. В его работах вы можете проследить влияние российской, немецкой, французской, английской и иудейской культур.
Фельденкрайз известен созданием и развитием Функциональной Интеграции® и Осознавания Через Движение®. Оба этих метода базируются на соматическом подходе к обучению и самоидентификации. Функциональная Интеграция идеально приспособлена к потребностям индивида; благодаря ей становится возможным установление, восстановление или значительное улучшение активной функции человека в окружающем его мире. Она включает в себя деликатное обучение студента посредством мануального направления, руководства. В отличие от массажа, клиент остается одетым. Это совершенно безболезненная не инвазивная техника воздействия.
Осознавание Через Движение (АТМ) – это работа с группой людей, которым дают вербальные инструкции к различным последовательностям и комбинациям движений. Инструкции выполняются на самом деле или только в воображении и позволяют участникам одновременно улучшить и амплитуду, и качество движения. Несмотря на огромное разнообразие тем для уроков, красной нитью в АТМ проходят два основных момента: первый – движение исключительно в зоне комфорта. Смысл в том, чтобы действовать не труднее, а умнее. Занятие выводит нас за рамки наших ограничений через поиск новых комбинаций того, как можно двигаться. Второй момент – точное следование инструкциям только пока человек остается внимательным к тому, что делает. Когда вы отвлекаетесь, движения становятся автоматическими. Остановитесь. Применение этих принципов позволяет добиться невероятных результатов на уроках Фельденкрайза. Но для Фельденкрайза любые результаты второстепенны по сравнению со способностью управлять своим собственным обучением.
Разработку своего метода Фельденкрайз начал во время Второй Мировой войны, когда руководил исследованием подводных лодок для Адмиралтейства Великобритании. Каждый день ему приходилось проводить какое-то время на борту корабля. А корабли в море кренятся то в одну, то в другую сторону, и эта постоянная качка разрушительно действовала на его колено, травмированное несколькими годами ранее во время игры в футбол. Тогда он пошел к одному из лучших хирургов в Англии, который после осмотра сделал заключение, что операция может пройти успешно. Фельденкрайз уточнил, что именно доктор имел в виду под «может пройти успешно». На что хирург ответил, что вероятность успеха – 50/50: возможен успешный исход событий, и Фельденкрайз сможет нормально ходить, в худшем случае ему придется всю оставшуюся жизнь ходить с тросточкой. Фельденкрайз ответил, такие шансы на успех ничем не лучше чистой случайности и сообщил доктору о своем намерении самостоятельно вылечить свое колено. Доктор был уверен, что через полгода Фельденкрайз вернется к нему, умоляя об операции.
Полный решимости Фельденкрайз начал глубоко изучать те разделы анатомии, кинезиологии, физиологии и биологии, что непосредственно относились к движению человека. Благодаря жене, работавшей педиатром, он много узнал о раннем - детском этапе развития. Прочитав множество книг, он понял, что там есть ответы на вопросы других людей, но не на его. Более того, эти книги давали сильно упрощенную, механизированную картину человеческого тела.
Тем не менее, основываясь на том, что показалось ему заслуживающим внимания, он начал работать над восстановлением колена. Он подробно описывал все свои попытки, в том числе фиксировал эффект, произведенный той или иной манипуляцией, через полминуты, минуту, пять минут, час и день. Со временем он обнаружил комбинацию действий, которая восстанавливала функцию его колена. По крайней мере он так считал.
Прогуливаясь по улицам Лондона, Фельденкрайз решил нанять кэб. Выходя из кэба и думая, что становится на тротуар, он на самом деле попал ногой в водосток и снова повредил колено. Фельденкрайз осознал, что по его собственным словам «вел себя как обычный идиот, пытающийся починить одну деталь и забывающий о всей системе в целом».
Тогда он начал изучать повседневные виды деятельности, которые привели его к величайшему открытию: какая бы ни была походка у человека - красивая или не очень, и в том, и в другом случае это действие является в равной степени автоматическим, если человек не понимает, как он это делает. Люди с красивой и эффективной походкой, не могли объяснить ему, как они научились так хорошо ходить, а также не могли научить Фельденкрайза ходить как они. Они не знали, как делают то, что делают. Если рассматривать хорошую осанку как привычку, то по мнению Моше Фельденкрайза она ничем не лучше плохой осанки. То есть, если мы игнорируем то, каким образом мы приобрели те или иные привычки, неважно «хорошие» или «вредные», фундаментом этих привычек является наша незаинтересованность. И он снова вернулся к восстановлении функции своего колена, но на этот раз выбрал совсем другой подход.
Каждый последующий шаг на пути к достижению понимания, казалось, подрывал представления Фельденкрайза о его взаимосвязи с миром, настолько что временами он чувствовал, что сходит с ума. Он увидел, что изначальная травма колена во время игры в футбол была в равной степени обусловлена и самим несчастным случаем, и его агрессивной манерой игры. Как он смог усомниться в правильности своих привычек? То, что ощущалось как верное действие, начало казаться ошибочным. Как улучшить свой способ действия, если собственным ощущениям нельзя доверять из-за их недостоверности?
В попытке объяснить и подтвердить верность или ошибочность своих усилий Фельденкарз разработал уникальную, развернутую теорию сенсомоторных функций и их взаимосвязи с мышлением, ощущениями и действиями. Глубокое понимание физики и научный подход способствовали тому, что результаты, противоречащие его интуитивным догадкам, не охладили его интерес. Его работа, полностью основанная на научных данных, прекрасно согласовалась с восточным взглядом на единство тела и разума, намерения и действия. Интеграция тела и разума в его исследовании трансформировалась из предмета научного или медицинского изучения в путь к знанию и красоте.
По мере продвижения вперед Фельденкрайз почувствовал, что в своем понимании необходимости тренировать внимание и развивать способность по-настоящему присутствовать в том, что мы делаем, он приближается к практикам медитации.
Моше Фельденкрайз проводит практическое занятие.
По началу Фельденкрайзу хватало экспериментов с самим собой. Затем к нему начали поступать предложения поработать с женами и мужьями его коллег. После успешной индивидуальной работы с несколькими студентами, он начал давать групповые уроки, координирующие намерение и действие, а также предоставляющие инструменты, благодаря которым можно «узнать, что вы делаете, чтобы делать то, что вы хотите».
Как узнать, с чего начать урок? Чтобы ответить на этот вопрос, еще раз посмотрим на пример из жизни самого Фельденкайза. Тогда в 20-х годах 19 века он был молодым русско-еврейским иммигрантом в Палестине. Чтобы защищать свою общину, Фельденкрайз вместе с другими молодыми людьми начал изучать додзё – разновидность джиу-джитсу. В первой же уличной стычке многие из этих молодых людей, уверенных в собственной способности постоять за себя, былижестоко побиты. Те, что убежали, остались целы и невредимы.
Осознав свою самонадеянность, Фельденкрайз, решил при помощи своих товарищей провести эксперимент. Он инсценировал и снимал на видео вооруженное или невооруженное нападение, а главное первую реакцию жертвы нападения. Закрыться, сгруппироваться, отвернуться? Позже на основании этой первой реакции он начал развивать оборону и/или нападение.
Используя изначальную естественную реакцию человека, он усиливал и дополнял ее при помощи приемов джиу-джитсу и заново обучал своих товарищей.
Чтобы протестировать эффективность этого метода, Фельденкрайз прекратил боевую подготовку на полгода, а затем снова сымитировал нападение. Все, кто подвергся нападению, смогли защитить себя. Развивая то, что люди уже делают, а не навязывая им то, что они «должны» делать, он освободил их от искусственной и заторможенной реакции, которая так дорого им обошлась в уличной драке. Этот опыт оказал важнейшее влияние на развитие его метода. Он понял, что знаниям, чтобы быть практичными, необходимо основываться на том, что люди уже делают или сделали бы в определенных обстоятельствах, а не на том, что они якобы должны делать.
Метод Фельденкрайза предполагает, что каждый человек уже является воплощением идеального тела и идеального способа двигаться. Многим из нас трудно принять эту идею. Мы привыкли воспринимать боль, «плохую» осанку или ограничение движений как симптом какой-то проблемы. Однако абсолютно каждый человек делает наилучший выбор из того, что есть в его распоряжении. Смысл не в том, чтобы исправить ошибки, поправить то, что неправильно, или «починить» человека. Изменения становятся наиболее вероятны, когда мы расширяем рамки распознаваемых доступных вариантов. Задача практика состоит в том, чтобы создать условия для сознавания большего количества возможных вариантов. Нет задачи исправить ошибки, поправить то, что неправильно или «починить» людей. Задача практика - извлечь из студента, клиента новые способы действовать и различать.
В некоторых системах работы с телом для достижения желаемого результата, например, идеальной осанки или хорошего выравнивания, используются любые средства, в том числе связанные с применением силы, болью или чувством стыда. В Методе Фельденкрайза средство – изучение, и результат – умение учиться, переплетаются. Наличие или отсутствие примера для подражания в нашем прошлом отражается в форме нашего тела. Наше биологическое наследие включает в себя более двух миллионов лет эффективной адаптации и эволюции.
Основывая свой подход на соматической мудрости присущей нашему виду, Фельденкрайз смог использовать способность нервной системы человека организовывать себя вокруг эффективного, приятного и интересного движения. Получая возможности для совершения более удачного выбора и действия в соответствии с этим выбором, мы приходим к органическим изменениям, происходящим изнутри.
Большинство детей в процессе роста более или менее следуют пути, характерному для нашего вида. Переворачиваются, ползают на четвереньках и на животе, встают, ходят и бегают, и все эти основные этапы развития происходят без каких-либо инструкций.
На самом деле родители зачастую мешают оптимальному развитию ребенка, «помогая» ему. Швейцарский психолог Жан Пиаже подробно описал процесс развития ребенка и взросления сенсомоторной координации, формирующей понятия времени, пространства и знаний. Такое «формирование» вместе с инструкциями взрослых и авторитетных сверстников косвенно выражается в языке, местной специфике, еде, культурных нормах растущего ребенка. Почти бесконечные возможности нервной системы ребенка купируются и видоизменяются в угоду культурной среде, в которой он живет.
В процессе развития изначальная цельность организма ребенка неизбежно превращается в набор составных частей. Кисть руки – часть, которая служит целому – телу, тем что кормит его при помощи вилки или палочек. Когда мы говорим о теле, мы разбиваем тело на отдельные части: кисть руки, запястье, рука и т.д., и это создает помимо обобщенного фрагментарный взгляд на наш организм. Чтобы язык стал частью нашей биологии, нам необходимо иметь возможность читать, находить и использовать «алфвит», «грамматику» и «лексический запас» организма.
Привычки также ограничивают и разделяют нас, настраивая тело против разума, мысли против чувств. Мы бесконечно повторяем привычные действия, ожидая при этом другого результата. При этом, все чему мы научились можно забыть. Наблюдая и распознавая наши заученные паттерны поведения, мы можем с их учетом влиять на наше обучение в будущем.
Фельденкрайз изобрел способ пробудить чувство соматической целостности параллельно с развитием способность учиться без целей, сравнения себя с другими и каких-либо внешних стандартов. Он рассматривал уроки как контекст для обучения. Большинство уроков проводится лежа или сидя. Их продолжительность от получаса до часа. Учитель никогда не показывает, чему нужно научиться. Вместо этого студентов просят двигаться и позволяют осмыслять себя кинестетически, а, значит, соединять одну свою часть с другой. Делая легкими невыполнимые на первый взгляд действия, урок Фельденкрайза ставит под сомнение наши ограничения. Хотя количественно наша амплитуда движения может быть ограничена механически, для улучшения качества движения нет пределов. Уроки оживляют в нас импульсы раннего детства – двигаться, исследовать и учиться. Понимание логичности нашего тела приносит глубокое удовлетворение.
Попробуйте сами. Соберите пальцы в кулак и подвигайте им назад и вперед. А теперь представьте, что у вас травма запястья. И двигать кулаком больно. А теперь зафиксируйте кулак дугой рукой и начните движение предплечьем и локтем назад и вперед. Вы заметите, что это движение образует в запястье такой же угол, но движение инициировано рукой. Если делать это движение аккуратно, даже человек с травмой запястья не почувствует боли. Почему?
Из-за нервной системы. Движение рукой не причиняет боли, потому что боль «находится» в движении кулака. Вместо того, чтобы инициировать движение в суставе сегментом удаленном от туловища, человек выполняет движение в суставе сегментом ближе расположенным к туловищу. Так называемая «перестановка проксимального (ближнего) и дистального (удаленного)» сегментов является одним из принципов Фельденкрайза, используемых при создании урока. Фельденкрайз использовал и многие другие принципы, в том числе «принцип отсутствия принципов», который используется, когда человеку нужно действовать, но он не знает как.
Даже слабости могут быть использованы для облегчения обучения. Как сказал Фельденкрайз: «Большинство людей проводят всю свою жизнь, тратя силы на маскировку и сокрытие собственных слабостей. Они затрачивают огромную энергию на эту междоусобную войну внутри самих себя. Но если вы капитулируете перед своим слабостями, перед вами откроется путь к вашим особым талантам. Человек, знающий и использующий свои подлинные слабости, использующий свои сильные стороны, чтобы учитывать их, является цельной личностью. Он может казаться грубоватым, несовершенным, но таких людей мало и именно они ведут за собой целое поколение.» Соматически, «хорошая» сторона – нетравмированная или более эффективная существует отдельно от «плохой» или поврежденной стороны человека только в теории. Развивая способность охватывать взглядом целое и работать в соответствии с этим, мы объединяем наши сильные и слабые стороны. Физическое ощущение цельности тела Фельденкрайз приобрел благодаря занятиям дзюдо.
В 1930 годах в Париже Фельденкрайз познакомился с профессором Дзигаро Кано – основателем дзюдо. Он произвел такое впечатление на Кано, что тот отправил двух своих лучших инструкторов в Париж, чтобы персонально тренировать Фельденкрайза. После двух лет ежедневных тренировок Фельденкрайз открыл школу дзюдо, работающую и по сей день. Кано особенно ценил прагматичную западную трактовку Фельденкрайзом принципов дзюдо.
Достойный продукт японской культуры – дзюдо с одной стороны объединяет тело и разум, а с другой отстраняет их друг от друга посредством медитации. Обучая движениям, дифференциируя и интегрируя движения нижней части туловища и верхней части ног, также называемых «центром», человек пропорционально распределяет усилие между самыми сильными мышцами, освобождая конечности для выражения чувств и эмоций. Когда действие исходит из центра, костные структуры становятся средством передачи усилия от нижней части туловища к конечностям. Также человек учится направлять силу другого против него самого, трансформировать страх падения в кувырок, «переобучать» противника, а не разрушать его.
Ориентация в пространстве и степень многомерности идут в боевых искусствах рука об руку – они крайне полезны для понимания того, как Фельденкрайз определял осанку. Способность ориентироваться в пространстве жизненно важна, она нужна для определения местонахождения хищника или добычи, для того, чтобы найти дорогу в городе или понять математическую задачу.
Ориентироваться можно относительно собственного тела или окружающего пространства, или и того, и другого одновременно. Если мы берем за ориентир собственное тело, то «наверху» это всегда в направлении головы, а «внизу» - в направлении стоп, независимо от положения тела в пространстве. Если же мы ориентируемся относительно окружающей среды, то я нахожусь в перевернутом положении, если мои стопы направленны к потолку. Обучаясь кувыркам в дзюдо или айкидо, человек чувствует себя перевернутым по отношению к комнате.
Позже человек учится как бы переворачивать комнату вокруг себя, таким образом сохраняя самоощущение относительно своего тела как точки отсчета. В конечном итоге он учится позволять ситуации направлять себя к необходимости выбирать и использовать какую-либо систему координат.
Метод Фельденкрайза в необычной манере учит стоять на голове.
Статичная стойка на голове превращается в процесс безопасного падения. Акцент смещается на переход в это положение и выход из него. Двигаясь медленно и проясняя собственное ощущение ориентации, мы делаем падение вперед и назад комфортным, легким и безопасным. Посреди этого падения человек может остановиться и попытаться решить, хочет ли он падать вперед или назад. Эта пауза может длиться от нескольких секунд до 15 минут. Стороннему наблюдателю это может показаться обычной стойкой на голове, но тот, кто выполняет действие, просто остановился в середине падения. Таким образом обучение стойке на голове включается в более широкий динамический контекст: поиск способа научиться тому, как учиться.
Многомерность включает в себя плоскости направления движения. Стойка дзюдоиста должна позволять ему двигаться в любом из шести основных направлений движения – вверх-вниз, вперед-назад, влево-вправо - без дополнительной подготовки. В большинстве случаев нападающий или обороняющийся двигается в одной плоскости за раз – вперед или назад, влево или вправо, вверх или вниз. Это делает их предсказуемой мишенью.
Достигший совершенства боец, однако, может двигаться одновременно в трех плоскостях, например, вперед, вниз и влево, делая свое положение в следующий момент почти непредсказуемым. Сделав вид, что собирается двигаться в одной плоскости, он может обмануть нападающего. Мастер может заманить своего оппонента, движением, которое кажется одноплоскостным, но потом переходящим в многоплоскостной режим. Прислушиваясь к намерению нападающего, обороняющийся может изобразить из себя такую цель, какую нападающий хочет видеть. Затем он подключается к скорости и направлению атаки и перенаправляет их на бросок или контр-атаку.
На самом деле боец двигается в четырех плоскостях, если считать время, и становится четырехмерным. Личность, привязанная к времени и пространству, исчезает. Такая намеренная многомерность плотно связанна с тем, что в методе Фельденкрайза принято называть «осознанностью» - побочным эффектом изменения нашего способа двигаться. Опытный практик метода Фельденкрайз, глядя на соматическую организацию человека, может предугадать возможные последствия его или ее действий.
Фельденкрайз рассматривал ориентацию как основополагающий компонент в дифференциации пробужденности, сознательности и осознавания. Пробудившийся в незнакомом городе, но еще не сориетировавшийся, может быть назван лишь проснувшимся, бодрствующим. Когда же он сориентирован – «Ах, да, это же Вена. На улице лето» - его можно назвать сознательным, соединенным с миром. Когда подобные связи не совпадают с реальностью, мы используем осознанность для формирования новых связей с миром. Осознанность не важнее сознательности, она скорее обозначает переориентацию самого себя по отношению к миру. Приведу пример, во время чтения мы сосредотачиваемся на значении текста, не относясь сознательно к отдельным буквам. Различение отдельных букв требует сенсомоторного переключения. Буквы все время присутствуют, но в большинстве случаев мы полностью поглощены попытками понять смысл написанного. Осознанность – это способность переключать внимание с одного предмета на другой, поднимать на поверхность то, что нам нужно, искать новые сочетания и паттерны, а значит и новые смысловые значения. Осознанность может расширить и углубить наши жизни.
Моше Фельденкрайз.
В методе Фельденкрайз заложены почерпнутые в науке, инженерии и математике взгляды и способ мышления, которые помогают людям лучше понять, каким образом они сами себя ограничивали. В теле взрослого человека 206 костей с разной степенью подвижности между ними; собранные вместе, они обеспечивают скелет широчайшим набором двигательных стереотипов.
В ходе эволюции наиболее востребованным был ограниченный набор паттернов служащих выживанию, защите и продолжению рода. Еще более ограничен набор культурных паттернов, связанных с конкретным языком, географическим положением, религией и т.п. Личный набор паттернов – самый ограниченный – мы устанавливаем его сами индивидуально.
Таким образом отдельная личность формируется в результате обезличенных биологических и культурных процессов. Прохождение через эти процессы требует невероятной концентрации внимания. Когда внимание не сосредоточенно исключительно на личной истории, когда оно видит личное в истинном свете, история заканчивается и начинается эпоха невероятной открытости. Летом 1977 года воображение многих читателей было захвачено «Доном Хуаном» Карлоса Кастанеды. По окончании долгого дня тренировок Фельденкрайзу задали вопрос о понятии, описанном Кастанедой – остановке внутреннего диалога. После минутной паузы он ответил: «Мышление это отсрочка действия, репетиция действия. Если вы действуете без этой отсрочки, тогда нет мысли и нет диалога. Это может быть самое яростное или самое деликатное действие, но если оно совершено, оно завершает мысль». (В опубликованной версии нижеследующий текст был отредактирован, но теперь он восстановлен для большей ясности). Многие ошибочно полагают, что работа Фельденкрайза противостоит мышлению. На самом деле по мнению Фельденкрайза зрелое поведение требует, чтобы мысль и действие взаимно и обоюдно информировали друг друга. Осознаность же является следствием использования мысли для улучшения действия, а действия для улучшения мысли. Именно осознанность улучшает нашу связь с другими и повышает качество жизни.