Есть только активное возбуждение, которое ничем не убирается. Обычное возбуждение... Посмотрите на нормальную руку. Она активируется и останавливается. Я могу выполнять альтернативные движения. При спастических движениях это лишь… (звуки кряхтения). Вот что это такое.
То, что они делают, это… Всего несколько десятилетий назад в нейрофизиологии они разрезали мозг и выясняли, какая функция появляется, а какая исчезает… Если вы выполните срез позади красного ядра, даже если это будет на одну десятую дюйма, это приведет к полной спастической организации всей мускулатуры.
Если вы говорите «спастическая нога», вы должны знать, о чем вы говорите. Во Флориде вы не можете позволить себе дурачить. Вы должны либо (бормочет), либо нет, плюс вы должны получать от этого удовольствие! Только не маяться дурью! Там очень бедный язык.
Спастических ног не бывает. Существует только нога, с мышцами и мозгом, который где-то травмирован, поэтому ингибирующая часть... та, которая отвечает за попеременное включение агонистов и антагонистов... Та красивая ясность... биологи различают в физиологии... нормальный обмен уничтожен. Не существует никакого переключения на антагониста. Здесь работает только агонист и никак не может остановиться. Вот что такое спастическая нога. Такой ясности мышления нет ни в одной из упомянутых систем. Мы имеем дело с функцией, а, значит, вы должны знать, о чем говорите. Это не просто слова.
Когда перед вами спастическая нога, которую нам необходимо обсудить... В чем вопрос?
Кто-то из класса: Когда работает только антагонист, значит ли это, что работает только одна функция? Вы начинаете создавать или имитировать функционирование?
Нет, посредством доски я не имитирую ходьбу. Эта доска может стимулировать клоническое движение. Давайте посмотрим, что мы можем сделать с этой ногой.
Возможно, пока я работаю с доской, было бы интересно узнать, что вы чувствуете. Что это дает вам? Ждать несколько секунд, прежде чем почувствовать что? Почему я делаю такую глупость? Посмотрите, что я делаю. Вы видите, что я делаю нечто другое относительно того, что я делал раньше?
Минуту назад, когда я только коснулся ее, здесь не было никакого движения. Оно было только там. Теперь, когда я это сделал, она поняла, что это как-то связано с ее спиной. Вы видите, что двигается вся нога? Видите, что вся нога стала другой? Вы чувствуете, что пальцы ног двигаются по-другому? Что-то перестраивается. Не отвечайте мне сразу, потому что вы обнаружите, что упустите множество других вещей, которые вы сможете почувствовать не сразу.
Почему она чувствует покалывание в пальцах ног? Откуда мне знать, что она почувствует покалывание в пальцах ног, когда я прикоснусь здесь? Почему она не чувствует такого же покалывания, когда я прикасаюсь здесь? Объясните мне это с помощью любой другой техники, которая у нас есть! Что мы делаем? Разве не выглядит безумием то, что я делаю? Я ведь просто беру кусок доски и каким-то странным образом верчу чью-то ногу, и это вызывает какие-то ощущения.
Эйлин: Я чувствую давление… (она прекращает говорить)
Почему вы перестали говорить? Вы чувствуете, что там что-то еще продолжает происходить? Помолчите несколько мгновений. Вы чувствуете, что происходит с вашим большим пальцем ноги? Теперь большой палец касается доски. Минуту назад палец был таким. Смотрите снова. Видите, большой палец теперь стоит на доске? Что теперь делают остальные пальцы? Я начал с мизинцев ног. Касается ли доски третий или четвертый палец? Касается ли доски большой палец? Этот урок FI для вас. Смотрите, я располагаю доску здесь, и все пальцы касаются доски. Что я сделал и что я интегрировал? Что я интегрировал?
Функция — это просто слово. Как интегрировать функцию? Функцию можно интегрировать в математике. В математике можно брать логарифмы и интегралы. Вы говорите, fx dx, и вы говорите, что собираетесь интегрировать это между двумя пределами. Кстати, я сделал то же самое. «Ф» это и первая буква «Фельденкрайза», и первая буква «функции» ... Вот почему возникла идея интегрирования функции. На самом деле правильнее было бы использовать термин «функциональная реабилитация». Но в действительности, речь идет именно о функциональной интеграции, а не реабилитации.
Давайте посмотрим, что произойдет со скелетом. Если бы я сделал это со скелетом, это бы не сработало. Я касаюсь мизинцев ног скелета миллион раз, и ничего не происходит. Тем не менее, когда скелет был жив, я бы мог с ним это сделать.
Далее... Кстати, вы увидите, что я сделал раньше. Посмотрите, сейчас я пытаюсь проделать то же самое. Видите, что теперь вся стопа стоит на доске? Причем стопа не просто стоит на доске, но, когда я двигаю доску, стопа следует за мной. Так? Смотрите…
Вы когда-нибудь видели, что делает парень, катающийся на лыжах? Он едет на двух маленьких штучках, которые скользят по снегу. Снег не имеет идеального уклона. Снег бывает твердым и мягким. Что делает его лыжа? (звуки Моше, имитирующего лыжника). А его голова делает то же самое? Нет! Он держит ее, и на самом деле... На самом деле есть норвежский способ катания на лыжах и французский способ катания на лыжах. Откуда нога лыжника знает, как делать то, что делаю я? Или, может быть, это я делаю то, что делает лыжник?
Как получилось, что я смог добиться этого от ее ноги, но не могу добиться этого от ноги скелета? Я бы не мог добиться этого посредством массажа ноги. Я не мог добиться этого с помощью рефлексотерапии. Я не мог бы получить такой результат ни от одной из техник, о которых я упоминал ранее.
Я видел это, пока работал над этим. Я сделаю это снова. Посмотрите на это необыкновенное явление. Вы видите, что эта нога стала «разумной» ногой? Теперь эта нога могла бы кататься на лыжах. Теперь смотрите, что вы сейчас делаете со своей головой. Посмотрите на ее грудь и посмотрите, какая выше. Выше левая грудь или правая? Куда теперь вы передвинете кисти рук? Чувствуете ли вы одно и то же в левой и правой частях рта? Я уже могу сказать, что левая сторона рта отличается от правой стороны рта. Посмотрите, какие у нее разные глаза. Даже длина щеки и головы различна слева и справа.
Как все эти вещи связаны со стопами и с доской? Кто бы мог подумать обо всех этих вещах? Подумал бы об этом гештальт-терапевт, юнгианец и фрейдист? Все эти люди занимаются чем-то другим. А мы работаем через FI.
Что мы понимаем под FI? Что обычно делает эта стопа? В норме эта стопа несет человека и имеет наружные рецептивные нервные окончания. В идеальной стопе, в идеальной жизни, в идеальной нервной системе эта нога была бы в состоянии сделать это, она могла бы ходить по мокрой траве, по склону, по гальке или карабкаться по скале. Эта нога предназначена для того, чтобы кататься на лыжах, жонглировать и цепляться за землю. Также должна быть возможность щекотать этой ногой вашего мужа и поднимать ею вещи с пола. Я знаю японца (бормочет), который мог вот так захватить мой палец. Он вот так сжимал мой палец, и я не мог вынуть его из его стопы. Он мог тянуть меня таким образом куда угодно. Его способность (сжимать или захватывать) стопой была безграничной.
Однако если вы почитаете западные книги по анатомии, вы обнаружите, что в них говорится, что стопа не обладает способностью к захвату. То, что мы делаем здесь, опуская ее вниз. Вот что мы делаем. Смотрите, и вы увидите, что ее стопа не способна на захват. Ее сила захвата происходит за счет сгибания колена. Это сгибает нижние мышцы там, когда оно сгибается… (бормотание)… сужается и удерживает. Однако это не то, что сделал бы мой учитель японского языка Кобяши. Кобяши сделал бы вот так. Он бы положил его туда и удерживал бы так, что вы бы не смогли его вытащить. Он захватил бы вас двумя пальцами ног, словно ножницами.
Если вы думаете, что он единственный, кто на это способен, я могу сказать вам, что знаю сотни сапожников и плотников-бедуинов, которые на самом деле удерживают кожу для подошвы между большим пальцем ноги и мизинцем. Они таким образом удерживают и проталкивают ее на протяжении всего дня. На самом деле в стопе есть цепкие мышцы, которыми мы никогда не пользуемся. Поэтому эти мышцы остаются такими же инфантильными и невинными, как когда мы только рождаемся.
Посмотрите теперь, как лежит эта стопа и эта стопа. Посмотрите, как лежат пальцы этой стопы и пальцы другой стопы. Вы видите это впервые? Вы видели это в течение последних трех лет. Что именно вы видите?
Если хотите видеть, идите к морю (здесь используется игра созвучных слов «see» - «видеть» и «sea» - «море»: Go to the sea if you want to see). Увидеть море. Увидеть мир. Я поступил на флот, чтобы увидеть мир, и что я вижу? Я вижу море! Кстати, кто когда-либо мог предположить, что, когда вы говорите о таких серьезных уникальных вещах, вы должны смеяться. В противном случае вы не учитесь. Какая техника или система из тех, которые мы упомянули сегодня, заставили бы вас в это поверить?
Давайте пойдем дальше. У нас есть наружные проприоцептивные нервные окончания. В идеальной стопе происходит идеальное распределение давления по стопе. Как это? Это ваша предвзятая идея. Нам необходимо выяснить, что будет делать идеальная стопа. Идеальной стопы не существует. Тем не менее, есть последующие приближения, когда вы сможете видеть все лучшие и лучшие стопы. Вы хотите найти стопы, которые были бы способны делать все то, на что способна стопа. Именно такие стопы ощущаются идеальными. Именно такие стопы показывают вам, как одни стопы могут работать лучше, чем другие стопы. Это стопы, которые могут играть в футбол, жонглировать, или правильно плавать, или ходить по канату, или кататься на коньках, или танцевать чечетку... Такая стопа легче, лучше и удобнее, чем стопы других людей. Она делает тысячи вещей, на которые не способны стопы других людей. И дело не в том, что другие люди не подходят для этого. Просто другие люди сохраняют свою инфантильную недифференцированную нервную систему, которая на это не способна. Она не способна это делать, потому что мы не позволяем ей работать должным образом. Вот почему мы говорим, что используем лишь 10% своих возможностей.
Опять же, один из важных моментов, который был (бормочет) в Германии... Там кто-то задал мне вопрос: «Как вы думаете, зачем природа создала 100% нашего мозга, если мы используем его лишь на 10%?»
На этот вопрос есть множество ответов. Природа чрезвычайно расточительна. Есть множество сперматозоидов, уходящих в никуда. Есть множество яйцеклеток, которые будут потрачены впустую. Большое количество рыбной икры уходит в никуда. Не думайте, что природа скупа. Природа разбрасывается множеством самых разных вещей, и мы не знаем, чего она хочет. Мы не знаем, что делает природа. Мы не знаем, для кого и с какой целью. Поэтому не приписывайте природе никаких предвзятых идей.
Природа ужасно расточительна и в то же время в частных случаях крайне скупа. В каждом человеке она стремится к совершенству. Любая трата внутри человека губительна для его жизни. В нем есть все: и плохое, безразличное, и хорошее.
Поэтому без предвзятых мнений можно лишь сказать, что так это работает. И все. Как это работает и что работает? В идеальной стопе существует определенное распределение веса. Кстати, расположение нервных окончаний в стопе... Если присмотреться к размеру, к плотности, к важности, можно проследить проект идеальной стопы. На самом деле каждый накладывает свои ограничения на идеальную вещь. Каждый человек становится самостоятельным индивидуумом, а значит, уступает идеалу. Каждое ограничение уступает идеалу. Это не улучшение, если вы слишком деликатны. Это не улучшение, если вы не переносите дым. Если кто-то начинает курить, а вы начинаете кашлять, это не улучшение. Только слабая нервная система слишком аллергична или слишком идиотична, чтобы справляться с жизнью.
(Кто-то из класса задал вопрос, не записанный на ленту)
М.Ф: Конечно, вы можете! Некоторые люди дышат под водой около пяти минут. В действительности не совсем дышат. Они ныряют под воду и остаются там на пять минут. Ныряльщики за жемчугом в течение первых двадцати пяти лет своей жизни могут проводить под водой по пять минут, прежде чем возвращаются с жемчугом. Это среднее время для хорошего ныряльщика за жемчугом.
Кто-то из класса: Природе свойственно расточительство. Я понимаю, когда вы говорите об этом. Концепция человеческого расточительства... Когда вы говорите, что единственное место, где это кажется неуместным или негативным, — это человеческая жизнь. Какое вообще отношение к этому имеет расточительство? Как это соотносится с человеческой жизнью? Вы, похоже, имеете в виду, что…
М.Ф: Что такое расточительство? ... тратить впустую свою жизнь. Например: поставьте их всех в ряд и косите людей из пулемета. Это пустая трата человеческой жизни. Ах да, я действительно думаю, что это пустая трата времени, когда люди ассоциируют себя с чем-то. Когда люди каким-то образом ассоциируют себя со своим образованием. ... когда вы уходите от FI, что является лишь началом ... Изначально, у людей есть мозг, который представляет собой чистый лист в отношении всего, что касается социальных и межличностных отношений. Когда вы рождаетесь, в вас нет ничего, что могло бы быть с этим ассоциировано.
В первые годы жизни вы организуете всю свою систему в том направлении, в котором она всегда будет вести вас впоследствии. После этого вы навсегда будете такими. В конечном итоге, вы оказываетесь ограничены. Вы не занимались музыкой, вы не занимались другими вещами. Что еще более важно, так это то, что вы обнаружите, что способны делать только те вещи, которые вы знаете. Вы так привязываетесь к тому, что знаете.
Например, говоря о расточительности и нерасточительности.... В самом нормальном смысле не среднее, а идеальное.... Во всем живом животном мире, от насекомых до птиц, или до рыб, нет никакого предпочтения со стороны одного самца к другой самке или со стороны одной самки к одному самцу. Вместо этого между полами существуют своего рода католические отношения. Это означает, что в зоопарке может быть медведица, привезенная из России, и медведь из Австралии. Их можно спарить, и все! Уличные собаки спариваются с любой сукой, у которой течка. Люди же с этой точки зрения настолько запрограммированы, что, если есть кто-то, кто целует вас так, что вам это кажется уникальным, вы можете быть готовы покончить жизнь самоубийством. Это при том, что вокруг могут быть лучшие мозги, лучшие пенисы и лучшие тела, чем у того человека, с которым вы встретились.
Все это запрограммировано. И это делает мою жизнь, твою жизнь и ее жизнь несчастной. И это вместо того, чтобы превратить ее в кружащее голову переживание. Вы исключаете возможность рисковать. Вы лишаетесь уверенности в том, что вы можете это сделать. Вы теряете уверенность в том, что можете быть эффективным или привлекательным. Вы исключаете тот факт, что у вас есть средства заставить кого-то приплыть к вам прямо в руки. Вы почему-то думаете, что у вас это получилось всего один раз, и больше не получится! Вот что я называю расточительством. Я считаю расточительством причинение себе страданий каждую секунду вашей жизни, в то время как вы могли бы проживать ее более насыщенно и полноценно.
Вы никогда не думали о таких вещах… (бормочет). Это то, что я называю расточительством. Когда я привожу к вам ребенка с церебральным параличом, который не может говорить, и я узнаю, что ребенок никогда в жизни не учил стишок... Когда я знаю, что человек не знает, как прочитать два слова из любой детской песенки... Когда этому ребенку семь лет и у него проблемы с речью. Я сказал ему, что он станет математиком. Выяснилось, что его отец — математик. Так что, видите ли, можно быть математиком и при этом быть немного «ку-ку».
Давайте продолжим нашу работу с FI. Мы возбуждаем эти наружные проприоцептивные нервные окончания. Это тело сейчас лежит, а значит, в норме эти наружные проприоцептивные окончания сейчас не должны работать. В результате эта нога остается такой, какая она есть, и она использует ее так, как если бы она стояла и шла. Вот как она ее использует. Я говорю, что это не то, что она умеет делать лучше всего. Она не идеальна. Она не обладает должной свободой нервной системы для установления необходимых связей. Из всех возможных связей для создания идеальной стопы она выбрала создание эти связей.
Теперь я продолжу. Ее тело не стоит. Таким образом, когда она ходит, теперь в ее жизни есть опыт, что при такой ходьбе ноге не больно. Все в порядке. Она и не подозревала, что ее стопа удерживается таким образом из-за того, как она удерживает спину. Этот встроенный зажим в спине очень далек от того, что могло бы сотворить идеальное тело. Как только я совершил здесь это изменение, первое, что она поняла, это то, что эта спина не подходит этой ноге и этой стопе.
Не подходит этой ноге для чего?.. Для функции перемещения этой ноги таким образом, чтобы на ней стоять. И ни для какой другой функции! Итак, мы имеем дело с функцией этой ноги, этого мозга, этой груди, этой головы и т. д. применительно к функции использования этой ноги для чего? Что бы она ни хотела сделать, она должна использовать эту ногу. Она должна использовать эту ногу, чтобы встать с постели по утрам. Во всех случаях она должна использовать какое-то давление на стопу. Если это давление на стопу способно лишь исказить ее тело до определенной организации, она может следовать лишь этой особой организации. Это означает, что она не способна делать ничего другого, кроме этой организации. Все, что выходит за пределы ее привычек, мыслей или действий, ограничивает ее до использования ею лишь небольшой части себя.
В результате у нее большая нервная система, которая в основном растрачивается впустую. Если бы эта нервная система оказалась в руках Ньютона, он бы создал из нее еще одну силу тяжести. Однако она не может обойтись без силы тяжести. Она использует ее для бог знает чего еще. Ньютон не умел петь, так что его мозг был недостаточно хорош для пения. Он этого не делал и думал, что это выходит за рамки его возможностей. Никто из нас не может использовать весь мозг. Есть только два или три человека в этом мире, которые, как известно, использовали свой мозг больше, чем на среднюю мощность.
Одним из таких людей был Леонардо да Винчи. Он был одним из тех анатомов, которые придерживались концепции, что необходимо разрезать человека, если вы хотите что-то узнать об анатомии. Он был единственным, кто считал, что вы должны знать, что это такое, прежде чем рисовать это. Он был единственным, кто думал, что было недостаточно просто рисовать это. Почему вы не можете просто знать, что находится внутри? Почему вы видите на листе бумаги что-то близкое и далекое? Позже (бормочет)… провел формальное исследование, но именно Леонардо да Винчи создал первые правила перспективы.
Египтяне не использовали перспективу. Когда египтяне хотели что-то показать, они сажали парня вот так и поворачивали голову. Египтяне не умели рисовать лицо, повернутое вбок. Они не знали, что его следует сделать меньше, чтобы оно выглядело так же. Леонардо да Винчи научился это делать.
Я не буду утомлять вас всеми подробностями о Леонардо да Винчи. Он научился делать вещи, которые не могли делать другие люди. Он слепил самую большую лошадь. Она имела огромный вес, который нужно было поднять на пьедестал и закрепить там. Они переместили ее, не имея всех тех средств, которыми мы располагаем сегодня. Никто в мире не хотел браться за это, потому что были уверены, что потеряют все вложенные деньги. Они не знали, как вообще можно вылепить нечто столь огромное. А Леонардо да Винчи знал. Он также поставил шоу на сцене, располагая лишь теми средствами, которые были ему тогда доступны. В этом шоу люди парили в раю и сгорали в аду. Все это делалось закулисным персоналом, вращающим колеса и рычаги. Когда вы посмотрите на то, что сделал этот человек ... Он предсказал подводные лодки и летательные аппараты. Леонардо да Винчи сконструировал одни из лучших пушек и кораблей своего времени. Одновременно с этим, он был художником и скульптором, он был универсальной человеческой машиной.
Позвольте мне продолжить. Иначе мы никогда не закончим. Вы знаете все детали относительно FI. Теперь, когда вы знаете одну из причин, по которой мы размещаем человека в положении лежа. Если вы читали книгу «Тело и зрелое поведение», вы знаете, что мы хотели бы поместить лежащего человека в солевой раствор. Солевой раствор будет соответствовать плотности этого тела. Это устранило бы любой шум и любое видение. Тогда мускулатура нервной системы была бы готова отказаться от всех своих привычных паттернов. Паттерны, которые поддерживаются исключительно привычкой и незнанием того, как уйти от того, что хорошо знакомо. Если вы начинаете делать что-то другое, вы начинаете чувствовать, что можете потерять свою индивидуальность. Это похоже на то, как если бы вы пребывали в другом состоянии сознания. Далее, когда он напуган, он не сможет вернуться в то чертово состояние осознанности, в котором он функционирует. Таким образом, все боятся потерять это маленькое идиотическое «я». Бог знает, что произойдет, если он вновь не станет таким же идиотом, какой он есть. В этом случае он станет другим идиотом. А этого он уже не может вынести.
Вот где вступает в действие FI. Мы освобождаем тело от необходимости стоять. Все разгибатели, все антигравитационные мышцы могут больше не работать. Мозг позволяет им расслабиться. Мы также ограничиваем нашу организацию таким образом, что каждая кость... Теперь вы понимаете, насколько это просто? Это обеспечивает поддержку голове и всему остальному. Поэтому все привычные сокращения в положении стоя становятся тщетными и бесполезными. Поэтому, когда я дотрагиваюсь до этого и вызываю возбуждение наружного перцептивного нервного окончания, мы тем самым начинаем двигать внутренние нервные окончания в суставах, мышцах и сухожилиях. И куда все это направляется? В сенсорную кору головного мозга. И это создаст у нее намерение сделать что? Это создаст у нее намерение скользить по поверхности.
Смотрите, если вы поставите нормальную стопу на скользящую плоскость... Можете себе представить, как будет себя вести нормальная стопа, помещенная на скользящую плоскость? Вот что она сделает. Она сначала проскользнёт, но затем сразу восстановит равновесие баланс. Поэтому, если я сделаю вот так... Вы видите? Она не делала этого в начале. Привычка настолько велика, что большая ее часть все еще занята латентными привычными сокращениями.
Теперь, делая это, я имею дело с функцией и создаю это. Все эти вещи... Сенсорная информация проходит через сенсорную кору головного мозга и сообщает ей: «Вы стоите на внешней стороне стопы. Если вы стоите на внешней стороне стопы, как может быть так, что палец не соприкасается?» Она не идиотка, поэтому ее интеллектуальная нервная система меняется так, что ее палец начинает соприкасаться. Видите, и этот палец тоже. Он также говорит: «Я не идиот. Я знаю, что мне нужно коснуться земли, чтобы сохранить равновесие». Вы видите, что ее нервная система работает намного лучше, чем она сама? Вполне вероятно, что она гораздо более красивая женщина, чем мы видим сейчас. Это то, что происходит с большинством женщин. Когда они ложатся в постель и чувствуют себя свободными от (бормочет), они внезапно становятся красивыми. Внезапно они нравятся мужу. Внезапно они становятся намного красивее, чем тогда, когда идут по улице.
(Ученики: много смеха... Моше, мужчины тоже становятся красивее?)
О, да! При условии, что вы прежде не надавили на него. В противном случае он переносит туда накопленное в течение дня напряжение. Это может быть часть той же самой маски, которую он использует в течение дня. Если он сохраняет эту маску, то в постели он такой же идиот, как и снаружи. Вы понимаете, почему я иногда говорю, что «функциональная интеграция» и физиотерапия — это иногда одно и то же? Это связано с самой сущностью жизни. Это то же самое. Это всё связано с движением.
Поэтому ей сразу становится понятно, что где-то что-то не в порядке с ее позвоночником. Вы видите, что, когда я иду туда, эта нога вдруг становится мощной и сильной? Смотрите, где бы я ни расположил доску, нога и стопа следуют за ней. Раньше она не умела этого делать. Она понятия не имела, как это сделать. Как же так? Кора была освобождена от привычного паттерна, который управлял ею и выдавал одну и ту же реакцию на каждую чертову вещь здесь.
Другими словами, вот как будет выглядеть физиотерапия. ... Возьмите ногу, которая не работает, и согните ее. (судя по звукам, Моше выполняет преувеличенную демонстрацию физиотерапии и массажа). Что это даст? Это немного улучшит кровообращение. Это сделает все, кроме FI.
Вот, что мы делаем со всеми… (бормочет). Мы пытаемся возбудить сенсорный аппарат. Это означает, что внешний мир воздействует на вас, проникая в ваш мозг и вызывая преднамеренную реакцию. Под «преднамеренной» я подразумеваю, что человек хочет это сделать. «Преднамеренная» означает, что это не ответ на эти раздражители. Это означает, что она хочет это сделать. Это будет улучшать даже непреднамеренное. Именно это сейчас и происходит. Эта мышца парализована. Если я хочу вернуть ее к жизни, то выполняю рефлексотерапию. Затем могу делать шиацу, кацу, мацу! Но никакой из этих методов не сделает того, что вы только что видели.
Это означает возбуждение конечной функции стояния за счет использования всего сенсорного аппарата. Это означает, что все сгибатели и разгибатели организуются таким образом, чтобы она имела возможность стоять. Таким образом, голова все чувствует и ощущает. Если я это сделаю, я вызову в этой нервной системе реакцию на стояние. Это меняет стопу.
Около половины мышц тела вовлечены только лишь в это движение. Сейчас не работает только одна мышца. Почему она не работает? Здесь есть мышца и она большая. В мышце есть нерв, но что-то не работает. Что же это? Возможно, это что-то в нервной… (бормочет). Это означает ту область, где нерв распространяется в мышцу. Может быть дело в самом нерве, в том, что не проходят импульсы. Это может быть связано с самыми разными проблемами. Я не знаю. Однако, с помощью массажа я только лишь усиливаю кровообращение этой чертовой штуки. Разумеется, человек получает от этого какое-то сенсорное ощущение. Но это не имеет абсолютно никакого отношения к функции ходьбы.
Теперь я хочу интегрировать функцию стояния и использования тела в ходьбе, при ударах ногами или при выполнении каких-то других задач. Поэтому, делая это, я вызываю у нервной системы намеренное движение, необходимое для стояния. На самом деле это попытка мобилизовать всю левую сторону, чтобы заставить ее стоять. Вы можете видеть, что она в таком тонусе, что одним пальцем я могу поднять ногу. Я могу вертеть ногой, и она будет следовать за мной. При этом это не «я» произвожу это движение за счет силы. Движение совершает ее таз и ее тело.
При этом нервная система начинает посылать импульсы, направленные на то, чтобы реализовать процесс стоя. Это задействует все разгибатели. У вас семьсот мышц и лишь одна из них не работает, сигналы не проходят должным образом. В норме, чтобы толкнуть ногу, импульсы должны идти от головы сюда. Что бы ты ни делал, ты никогда не смотришь на это. Если бы вы могли взять эти импульсы и перенаправлять их по пути импульсов, человек бы задвигал ногой. Этот человек будет двигать ногой, как и все остальные. Ни в одной другой технике, которые вы применяете, никто не делает ничего подобного. Любая из техник, которые вы используете, делает лишь второстепенные, незначительные вещи. Да, могут понадобиться Рольфинг и массаж. Однако у сильных, здоровых, живых мышц все в порядке с фасцией.
Таким образом, у вас есть импульсы, исходящие от нервной системы и спинного мозга, которые должны достичь этой несовершенной мышцы. Эта несовершенная мышца — единственная из семиста мышц не хочет работать. Это может быть одна мышца из пятисот одной мышцы. Когда вы исследуете функцию, вы можете использовать любую мышцу, которую хотите.
Затем происходит что-то очень смешное. Все изменилось. Теперь импульсы поступают к этой мышце точно так же, как и ко всем остальным мышцам. Это не просто попытка улучшить кровообращение в надежде, что мышцы начнут двигаться. У меня есть опыт работы с людьми, которые тридцать лет пытались двигаться и не могли этого сделать. Вчера я проделал все это с человеком, который сломал себе шею во время плавания. Все эти искусственные движения, которых он не делал тридцать два года, просто используя доску у его стоп. Это изменило то, как он встал.
Это изменение было произведено не мной. Наоборот, это произошло потому, что что-то смогло проходить туда, куда раньше проходить не могло. Этого может не случиться. Однако, по крайней мере, у вас есть шанс. Вы не просто просите мышцу сокращаться. Вместо этого вы просите мышцы сокращаться гармонично с остальным телом и тем, как используется все тело. Дело в том, что импульсы, которые пытаются пройти тем обычным путем, который бы они использовали для функционирования, имеют больше шансов на функционирование.
Как видите, девяносто процентов таких вещей, даже при несовершенном выполнении, имеют успех. При наличии настоящих знаний эти вещи успешны примерно в 99% случаев.
После того, как вы все это проделали, вы обнаружите кое-что из того, что мы делали раньше. Посмотрите, насколько гибкой стала эта нога. Посмотрите, какие пальцы. Посмотрите, какими они должны быть. Посмотрите, какая это рука.
Встаньте и посмотрите, как это все ощущается. Видите, насколько это важно? Все нюансы существенны. Вы видите, что один глаз больше другого? Какая сторона вашего рта больше? Какое плечо больше другого?
(Участница: Вы собираетесь оставить меня перекошенной?)
Ага! видите, она ощущает себя не в своей тарелке. Как я сделал ее кривобокой? За счет того, что проделал все то, что проделал! Видите? Теперь вы все идите и попытайтесь сделать это.
Кстати, Энди, теперь ты признаешь, что тебе нужно говорить одно и то же сто один раз? Когда я найду другой способ сказать то же самое... а я найду другой способ уже через несколько дней... это будет полезно. Как ты думаешь, все поняли то, что я сказал сегодня?
Если ты так думаешь, ты сильно ошибаешься. Я преподаю уже сорок лет и знаю, что это такое. Я встречал умных людей. Я знаю, на что они способны. Энди, я думаю, что если ты откроешь свой разум для подобного образа мыслей... когда ты слышишь то, что что кажется тебе знакомым...Просто послушай... Это важно для всех вас, поскольку большую часть времени мы озабочены обучением.
Обучение — это одна из самых необычных вещей. Невозможно учиться, если все, что вы слышите до того, как вы наконец услышите окончательную мысль, классифицируется вами как то, что вы знали прежде.
Если вы автоматически относите все к этому... а это - к тому... Это я уже слышал. ... А это я знаю... Это касается мышц. Это касается массажа. ... Это связано с тем, чтобы быть добрым к клиенту. Об этом я уже знаю.
Если вы автоматически будете так делать, то никогда не поймете ничего из того, что я сегодня сказал об FI. Вы никогда не поймете это достаточно ясно. Тем не менее, именно так и происходит. Большинство людей вместо того, чтобы слушать и наблюдать, пишут и делают заметки. Они делают заметки, которые классифицируют все это уже самим фактом подбора слов. Они уменьшают тот контраст, который я создаю намеренно. Я делаю его преувеличенно ярким по сравнению с чем-либо еще. Именно благодаря этому вы сможете увидеть различие между ним и чем-то еще. Ни один человеческий мозг не способен к обучению, если какие-то вещи не будут «написаны» черным по белому. Это должно быть что-то, что позволяет ему почувствовать или ощутить разницу. Если вы не создадите эту разницу, независимо от того, что вы говорите, люди уйдут, не осознав до конца этой разницы.
Все, что мы облекаем в слова, можно расчленить на крупицы знаний, которые мы уже знаем. И когда вы это классифицируете, исчезают целостность и новизна. Вот почему я могу повторять подобные вещи об FI миллион раз. В этом классе я делал это по крайней мере сто пятьдесят раз. Я мог бы проверить это по своим записям, если бы у меня были ссылки. Мои записи распечатаны. Я мог бы найти вам конкретные даты и часы, когда я это говорил.
(Участники: В работе с людьми... что вы рассматриваете как разницу?)
В яблочко! Это то, о чем я и говорил. Вот почему я… (бормочет). В чем разница между FI и физиотерапией? Какой вид физиотерапии? Я не говорю о физиотерапии, которую вообще не стоит проводить, я говорю об очень хорошей физиотерапии. В чем разница?
Разница только в этом. Ложитесь еще раз, пожалуйста. Различные физиотерапевтические методы будут делать то, что, как я вижу, делают некоторые из вас. Они возьмут стопу и сделают ее мягкой. Необходимо организовать это, потому что эта мышца напряжена, поэтому это двигает то и т.д. и т.п. Двигайтесь мягко, но заставьте мышцы работать. Расслабьте вот здесь. Я видел, как вы делали то же самое. Это хорошая физиотерапия.
На самом деле, то, как вы начнете осваивать FI — будет чем-то на это похоже. Сейчас я покажу вам хороший урок FI. Энди, ты видишь, что она хочет, чтобы я показал ей хороший урок FI? Все, что я делал здесь перед вами, — это хорошая функциональная интеграция.
Я вижу, когда некоторые люди делают это, думая о функции движения ноги. Вы можете думать об этом так же, как мы это делали... Как будет поворачиваться эта нога. Некоторые захотят поставить эту ногу вот так, чтобы иметь возможность повертеть ею. В этом разница между хорошей физиотерапией, дрянной физиотерапией и FI.
(Комментарий участников на записи не слышен.)
Это верно для каждого хорошего массажиста или физиотерапевта. Для любого, кто делает что-либо правильным образом, это правильно. Но ни один из них не выполняет FI. Теперь вам это понятно, или вы хотите увидеть FI? Кто-то из здесь присутствующих просил меня об этом.
Если бы кто-то попросил вас показать вам FI, что бы вы сделали? Я так и сделал, и именно поэтому у меня больше нет волос. При всем уважении... потому что многие из вас сыпят комплиментами в адрес FI. А я говорю, что все эти комплименты можно сказать о любом человеке, который делает что-то правильно. Я бы не сказал, что до того, как вы пошли обучаться FI, вы делали эти вещи намного хуже. Так или не так? Я уверен, что люди, которые учили вас, говорили то же самое. (Последнее относится к учащемуся — предположим, это Даб Ли.)
(Участники: Какова ваша краткая вербализация разницы?)
Во-первых, это FI, а не биологическая обратная связь. В FI у вас должна быть биологическая обратная связь. Без биологической обратной связи невозможна никакая функция. Следовательно, биологическая обратная связь подсказывает мне... когда я смотрю глазами, я знаю, что вижу то, что вижу… так?
(Участники: Повторите, пожалуйста, еще раз.)