Функциональная Интеграция по методу Фельденкрайза

Этот текст является транскрипцией аудио записи обучения практиков по методу Фельденкрайза, который проходил в Сан-Франциско. 3-й год обучения, 15 августа 1977, День 36
Перевод с английского, Ксении Мищенко.

Моше Фельденкраз (М.Ф): Не могли бы вы подойти сюда? У меня постоянный бой с Энди. Он думает, что я слишком много раз повторяю одно и то же, даже если при этом подхожу к одной и той же теме я с разных сторон. Так вот, я сейчас обращаюсь к нему.

Я сейчас наблюдал за тем, что ты делал, и мне было интересно, в чем разница между тем, что ты делаешь сейчас, и физиотерапией. Почему мы называем этот процесс Функциональной Интеграцией (FI)? Почему бы просто не назвать его физиотерапией? Когда я наблюдаю за большинством из вас, я вижу именно такой подход… и некоторые люди действительно считают, что так оно и есть… Эти люди низводят то, чему они здесь обучаются до уровня физиотерапии. Почему я говорю «низводят»? В чем разница? Вы уже это знаете, потому что я говорил об этом миллион раз. И я снова попытаюсь изложить это другими словами, потому что я вижу, что несмотря на все мои объяснения, некоторые из вас до сих пор этого так и не понимают. Я уже пытался объяснить раньше, почему речь не идет о каком-то отдельном подходе или о лечении полярностью, лечении шиацу, кацу, мацу. В чем же разница? Все дело в том, что для многих из вас так по-прежнему и нет этой чертовой разницы. Вот что меня раздражает. Вот о чем я хочу поговорить.

Многие из вас сводят FI к обычной физиотерапии, которая, как мне кажется, очень примитивна. И дело вовсе не в том, что от нее нет никакой пользы. Однако физиотерапия — это лишь первоначальный, очень примитивный подход к лечению недуга и улучшению функции.

Любой, кто остался со мной однажды, обнаруживает, что у него есть клиенты, которым врачи хотели отрезать локти, или которым физиотерапевты навязывали суставы. У нас много таких чертовых примеров. У нас есть пример женщины, которая семь месяцев находилась на вытяжении позвоночника и получала инъекции морфия. У нее была такая спина, от которой никто не ждал ничего хорошего…, с которой можно было сразу класть в могилу… Как же ей жить с этим… и посмотрим на нее сейчас, после всего лишь нескольких уроков FI…, за которые у нее появилось больше улучшений, чем за все семь месяцев тракции. Почему меня раздражает, что многие из вас сводят это учение к физиотерапии? В чем разница? Вы не можете увидеть это различие, если вы не имеете отчетливого понимания, в чем оно заключается. Вы прикасаетесь к кому-то, и возитесь с его телом, массируете его мышцы, вертите его зад, улучшаете его кровообращение, немного медитируете, даете ему немного самовнушения и немного улучшаете его дыхание. Так в чем же разница? Многие из вас настолько не понимают в чем смысл FI, что вы будете проделывать все это, используя немного Тай Чи, немного биологической обратной связи, немного психологии. Эти люди думают, что это одно и то же. В чем же разница? Для меня эта разница настолько велика, что я не могу понять, как, после того что я повторяю это уже на протяжении трех лет, разумные люди не могут уловить эту разницу.

Может быть, конечно, я слишком жестокий и слишком категоричный. Многие из вас воспринимают эту разницу в течение нескольких секунд, а затем теряют ее, как будто ее слишком сложно придерживаться. Многие из вас ускользают от этого. Есть ли здесь кто-нибудь, кто может дать мне хорошее определение различия между FI и физиотерапией? Я не спрашиваю Мию, Габи или Йоханана. Между прочим, они могут провалить этот тест, в том числе и потому, что я и сам на протяжении многих лет соскальзывал с одного на другое. Вот почему я не написал ни одной книги непосредственно на эту тему. На данный момент нет ни одной книги, написанной непосредственно о FI.

Первые несколько лет я просто делал что-то с кем-то, и это работало настолько чудесным образом, словно это и, правда, было чудо. Как и почти каждое лечение, которое я провожу сейчас. И было ощущение, что это прекрасно работало. Затем я проделывал то же самое с тем же человеком на следующий день. И это попросту не срабатывало. Постепенно, в один прекрасный день, до меня дошло, что я не провожу различия между физиотерапией и FI. Каким-то образом я соскальзывал, как будто это была вершина, на которой я не мог удержаться. Я не мог там удержаться из-за отсутствия четкой чистой идеи. Каждый раз, когда я был немного уставшим или когда у меня на пути вставали мои же собственные амбиции… когда я думал, что вылечу это в кратчайшие сроки… В такие моменты я прибегал к физиотерапии, и это срабатывало. В чем же разница?

У вас есть четкое понимание различия между этими двумя процессами? Возможно, для вас это даже сложнее, чем для кого-либо бы то ни было еще. Вы работаете с телом до, во время и после. Я дам вам время подумать.

Рубин, в чем разница?

(Рубин говорит без микрофона, поэтому его слова не зафиксированы)

М.Ф: Я хочу сказать одну вещь. Вы не улучшите статус FI тем, что скажете, что Рольфинг никуда не годится. Здесь не нужно говорить, что тот или иной подход нехороший, или механический, или идиотский. Такой тип заявления не даст понимания разницы. На днях вы видели маленького мальчика, который не мог говорить. Вы видели, как я начал работать с ним. Как так получилось, что мальчика семи лет, у которого проблемы с речью… отец и мать привели сюда. Что я такого обнаружил за эти полчаса, на обнаружение чего кому-то другому понадобилась бы неделя или даже месяц? Не говоря уже о том, что этому человеку потребовался бы в подмогу физиолог и логопед. Каждый из них должен был бы написать отчет для другого, и поместить его в компьютер, чтобы во всем это разобраться. Тем не менее, на лечение потребовалось всего полчаса. В чем же была разница?

(Рубин говорит без микрофона, поэтому его слова не зафиксированы)

М.Ф: А! Вы говорите правильные вещи. Однако отсутствие предубеждений не означает, что вы знаете, что именно вы делаете. Я согласен, что отсутствие предубеждений — хорошая идея. Но вы можете начать заниматься физиотерапией, не имея какого-то устоявшегося представления. На самом деле вы не можете заниматься тем же Рольфингом без некоей предвзятой идеи. Такой лежащей в его основе идеей является несоответствующее состояние фасции.

Позвольте ему медленно вербализовать то, что он хочет сказать. Я уверен, что многие из вас это знают, но по какой-то причине это остается совершенно непонятным. И пока это так, вы будете путаться, соскальзывать и т. д. Вы можете закончить ход своих мыслей?

(говорит Рубин без микрофона)

М.Ф: Да, хорошо. Однако почему это называется Функциональной Интеграцией, а не физиотерапией?

О, разве физиотерапевты не работают с функцией тела, когда кто-то приходит к ним с больной рукой или операцией на ноге? Разве человек не делает что-то, что… независимо от того, говорит он об этом или нет… физиотерапевт имеет дело с различными уровнями мышц, костей и человека. Итак, не торопитесь. У нас уже все готово.
Видите ли, я вас не экзаменую. Я лишь пытаюсь внести ясность. Я пытаюсь показать вам, что вы занимаетесь тем, что не является физиотерапией или Рольфингом, или биологической обратной связью, и т. д. С другой стороны, то, что вы делаете, включает в себя все эти вещи. Следовательно, если вы говорите что-то, что принижает другие подходы, вы тем самым прежде всего принижаете FI.

Вы были следующим. Вы хотели что-то сказать.

Кто-то из класса: Я бы сказал, что это учит нас не тому, как вернуться туда, где вы были, а тому, что такое идеал. Мы не пытаемся восстановить то, что было раньше. Мы пытаемся создать то, что в нашем понимании является оптимальным средством функционирования.

М.Ф: Это правда. Впрочем, то же самое можно сказать и о Рольфинге.

Кто-то из класса: Мы делаем это, предлагая нервной системе новый опыт, пытаясь ее научить, или помочь произойти изменениям.

М.Ф: Почему вы считаете, что физиотерапия или кинезиология не делают то же самое?

Кто-то из класса: Потому что они настаивают. Они не обучают…

М.Ф: Мы тоже настаиваем.

Кто-то из класса: Мы делаем это очень тонко.

М.Ф: Тонко или не очень тонко, мы делаем то же самое. Подождите минутку. Давайте идти по порядку.

Кто-то из класса: То, на чем мы настаиваем, находится в согласии с нервной системой. Мы не боремся с текущими тенденциями старой нервной системы.

М.Ф: Бороться… Уже лучше. Однако и по-настоящему хороший остеопат, хороший физиотерапевт или другой специалист также не будет бороться. Некоторые из них имеют необходимое понимание и тоже не борются. Вы понимаете, что меня не устроит поверхностный ответ? Я хочу четкого понимания. Только тогда вы обнаружите, что в том, чему мы учим, есть нечто такое, чего не касается ни одна другая система. И именно поэтому здесь не сработают какие-то «полумеры». Потому что, если речь идет о «полумерах», значит вы не понимаете того, что делаете. И следовательно, это уже не FI, а лишь новая усовершенствованная форма физиотерапии. Улучшенная форма физиотерапии — это одно. А FI — это совсем другое. Когда я вам это покажу, различие между ними станет чертовски очевидным.

Кто-то из класса: (тут плохое качество записи, сложно разобрать.) …наша система к системе клиента.

М.Ф: Да, это один аспект. Кстати, было бы неплохо найти какие-то вещи, которые озвучиваются и являются правильными. Сложите их воедино и вы увидите, что система — это не… (часть слов не разборчиво) потому что некоторые составляющие лучше, чем в другой системе. Это еще не является основанием для того, чтобы кто-либо превращал это в систему, давал ей отдельное название и месяцами и годами обучал ей людей. Если новая система лишь немногим лучше, то для всего этого нет достаточных оснований. Все вы делаете правильные замечания, но разница заключается не в этом.

Можно сделать так, чтобы у нас перед глазами были все пункты, которые вы назвали? Кто-нибудь напишите их на доске. Рубин, что вы сказали, с чем мы согласились?
• Исследовательский характер… Никаких предвзятых идей
• Не занимаемся лечением какого-то асимптотического идеала… Идеала нельзя достичь, но можно к нему приблизиться…
• Связь между нашей нервной системы и нервной системой клиента… клиента и ученика…
• В согласии с нервной системой

Думаете, именно в этом и заключаются особенности FI? Я не вижу в этом списке ничего из того, что я не мог бы применить к описанию хорошего терапевта, остеопата или физиолога. Все это может сделать любой хороший специалист. И действительно хорошие специалисты делают это! Даже хороший врач.

Кто-то из класса: FI работает с функционированием человека, а не с изолированной частью человека.

М.Ф: Наконец-то хоть кто-то обозначил суть проблемы. Кто-то сказал, что мы имеем дело с функцией, а не с «ингредиентами». Конечно, это тоже неверно. Самое смешное, что ясное мышление — это непростая вещь. Если бы это было так просто, то каждый глупый осел был бы способен думать. В действительности же некоторые из философов не думают. Некоторые математики тоже не думают. Они лишь используют свой плохой способ мышления. В противном случае каждый бы был идеальным математиком. Но это не так. Это не просто. На самом деле отойти от обычного, повседневного типа мышления… каждый может найти то, к чему в нем можно придраться, если подумает пару минут… Уйти от этого стиля мышления, добраться до чего-то, чему возможно обучать, а что интересует значимых людей — это… Значимые люди не в социальном смысле, а в том смысле, что эти люди тоже всю жизнь думали… Эти люди всю жизнь думали, чтобы создать что-то новое для себя или для других. Если вы хотите мыслить таким же образом, вы должны прояснить для себя другие вещи. И тогда в какой-то момент вы придете к тому, что что-то становится настолько ясным, что вы больше не можете это забыть.

Помните, о чем мы начали говорить в самом начале? Мы начали со всевозможных забавных идей, которые заставили вас смеяться. И все же, хотя они вас смешили… Все эти простые вещи, о которых мы говорили некоторое время назад, содержат в себе больше правды, нежели чем все то, что мы перечислили здесь. В конце концов, вы сами это увидите.

О чем мы говорим? Мы говорим о первом приближении, затем о втором приближении, затем о третьем приближении. В конце концов, давайте проделаем вербальную работу, чтобы затем уже преобразовать ее в невербальную. После того, как мы освоили невербальную работу, мы попытаемся вербализовать всю эту чертову штуку. Потому что, пока вы не вербализуете всю эту чертову штуку, вы не сможете ее использовать точным образом. Пока вы не сможете все это выразить словами, вы не сможете это использовать или говорить об этом.
Мы такое проделывали только осознанно. То есть только на словах. Это простые вещи. Мы уже пробовали это раньше. В этот период мы прошли путь от людей, которые прикасаются к незнакомым людям, до стадии, когда мы прикладываем палец к анусу, чтобы почувствовать копчик. Если вы мне не верите, посмотрите на фотографии, сделанные Бобом Найтоном. Вы увидите, как кто-то ищет копчик, независимо от того, болезненно это или нет.
Между прикосновением к незнакомому человеку и прикосновением к копчику — огромный скачок. Все мы прошли через это. Однако мы продвигались постепенно. Кроме того, люди занимались всевозможными другими дисциплинами, пока, наконец, не обнаруживали, что от них ускользает уникальность системы FI. На самом деле вы обнаружите, что не можете этого сказать, несмотря на (незаконченная фраза в источнике).

Думаете, это был экзамен? Я уже говорил вам, почему не провожу экзамены. Экзамен заставит меня отвергнуть всех вас. Чему бы вы научились за эти три года, если бы экзамен всех вас отсеял? Это было бы очень плохим обучением.
Что можно считать более честным экзаменом? Разве это не вопрос: «В чем разница между физиотерапией и FI?» Разве это не честный и не простой вопрос? Самый невинный вопрос, который задается не ради того, чтобы вас обмануть или чтобы кто-то из вас провалил экзамен. Вам самим этот вопрос не кажется уместным?
Вскоре вы получите диплом, в котором говорится, что вы способны работать с людьми, у которых рассеянный склероз и грыжи межпозвонковых дисков, а также можете обучать пожилых людей и детей. Скажите, в чем разница между тем, чему вы научились за три года, и тем, что вы знали раньше о биологической обратной связи, массаже или физиотерапии? В чем эта разница? Я считаю, что, если человек не может ответить на такой ​​элементарный вопрос, он ничего не стоит. Этот человек ничему не научился за три года практики, обучения, игры, прикосновений, работы с другими и разъяснений. Если после всего этого полученного опыта человек не способен сказать, в чем отличие FI от других подходов, он ничего не стоит. Такой человек не должен этим заниматься.
На самом деле, я считаю, что это неправильно. Я считаю, что вы должны иметь настолько ​​ясное понимание, чтобы вы были способны определить различия между этими дисциплинами… которые сбивают с толку всех, не только вас… Эти различия сбивают с толку психологов, врачей, психотерапевтов и людей, которые сами этим занимаются. Поэтому с некоторыми вещами они успешно справляются не благодаря тому, что они декларируют, а благодаря тому, что они делают. Таковой является рефлексотерапия на стопе. В рефлексотерапии есть несколько полезных и очень эффективных вещей. Однако все, что о ней говорят, неверно. Метод Александера… Как часто я говорил комплименты Александеру? Как часто при этом я говорил вам, что сам он был невежественен? Тем не менее, то, что они делают, является первоклассной работой. Работа самого Александера абсолютно гениальна. Это человек, который был гением всего несколько часов в своей жизни. Все остальное время он был идиотом. Так бывает с людьми. Однако вы же не судите людей по плохим или глупым поступкам, которые они делают. Если в течение десяти минут человек мог быть гением, он гений. С наркоманами такого не бывает. Это случается с неординарными людьми. Если бы у Александера было лучшее, более широкое образование, он, возможно, сам бы занимался FI. Вполне возможно, что он бы ее создал.

Давайте продолжим и попробуем выяснить, что же еще такого есть в FI, что мы еще не обсуждали.

Кто-то из класса: Когда я работаю с человеком, я не пытаюсь его вылечить или сделать лучше. Вместо этого я просто пытаюсь помочь ему осознать или помочь его нервной системе осознать то, что он делает.

М.Ф: Когда вы так делаете, найдутся люди, которые добавят к этому фразу «это предвзятое представление». Когда вы начинаете работу с того, что говорите: «Вы хотели бы», — у вас уже есть некое предвзятое представление, вы уже думаете, что сможете улучшить человека. Я имею в виду лишь то, что если вы вдумаетесь в то, что означает «предвзятое представление» … Это означает, что, еще прежде, чем приступить, вы уже что-то знаете.
Я лишь хочу сказать, что эти трудности отражают общечеловеческие трудности в коммуникации. Когда вы говорите «предвзятый», будет ли считаться «предвзятостью», когда вы ничего не делаете? Тогда, вы можете просто стоять там как идиот и делать что-то, что не является «предвзятым». Если это не «предвзятость», то что вы делаете? Итак, слово «предвзятый» в нашем понимании означает, что вы знаете, что не так, и вы знаете, как это исправить. Именно в этом заключается предвзятость.

Вы хотите сказать, что начинаете работать с человеком, не определяя заранее, что вы собираетесь делать. Вместо этого вы будете действовать в соответствии с обстоятельствами. Вот что вы подразумеваете под отсутствием «предвзятости». В противном случае слово «предвзятый» обречено на провал.

Теперь давайте посмотрим, что мы подразумеваем под «FI». FI — это не хиропрактика, не остеопатия, не массаж и не биологическая обратная связь. Это не гештальт. Это не Рольфинг. Это не массаж. Это нечто отличное от всех этих вещей. На самом деле, FI содержит в себе все эти элементы в разных пропорциях. Точно так же, как человек с хорошим пищеварением может съесть немного мороженого, немного салата и немного мяса. Понемногу всего, что может быть организовано в одну функцию, известную как пищеварение. Важно понимать, что-то, что мы делаем, содержит в себе некоторые из этих вещей, но не в равных долях. FI сочетает их в себе гармоничным, неразделимым образом. То, в какой пропорции используется тот или иной ингредиент, не зависит от нас. Эти пропорции зависят от человека, к которому вы прикасаетесь. Именно этот человек определяет эти пропорции.

Теперь у нас есть образец FI, который… Вы перечислите здесь все, что знаете. Вы перечислите все техники, которые вам известны в этом мире. Здесь, на программах обучения, присутствуют представители многих техник. Некоторые из вас психологи. Некоторые из вас знают, что такое психическое заболевание. Некоторые из вас работали с отсталыми детьми. Некоторые из вас сделали все возможное, чтобы соединить все эти вещи с FI. Скажите мне, возможно ли объяснить, понять и воспринять то, что я делаю? После этого вы сможете сказать, может ли какая-то из этих систем, при всем желании, создать подобную ​​ситуацию и сделать это. Давайте пойдем и сделаем это.


Демонстрация FI со скелетом:

Наш скелет болен и начинает умирать. Пусть у нас будет скелет. Одна из тех невероятных вещей, которые вы видели и о которых никто не думает. Для меня это совершенно невероятно, потому что это так очевидно.
Некоторые из вас, наиболее заинтересованные в изучении FI, не могут заметить разницу. Я обнаружил это у одного из вас вчера. Когда я показал ему эту разницу, он сказал, что уже проходил через это, но соскользнул. Вот о чем я говорю. Очень трудно придерживаться четкой абсолютной идеи.

Скажите, видели ли вы в Рольфинге, методе Александера или какой-либо другой системе функциональное использование скелета? Показывает ли какая-либо другая система, что, если вы двигаете скелет в ту или иную сторону, это вызывает реакцию в других частях тела? Вы понимаете, что мы не показываем вам анатомию? Помните, что мы делали? Вы осознавали это, когда мы это делали?
Например: возьмите этот скелет и положите его на пол. Мы обнаружили, что даже этот скелет поворачивает голову. Мы показали, что, если мы нажмем здесь, скелет отреагирует так. Посмотрите на это! Это освобождает дыхание скелета. Помните? Теперь скажите, использовал ли кто-нибудь еще скелет для использования функции или функционального образа?
В шиацу, чтобы заставить человека пописать, вы нажимаете здесь, чтобы сделать его умным, вы нажимаете здесь, чтобы помочь его сексуальной жизни, нажмете сюда и вы будете хорошо ходить в туалет. Скажите, если что-то из того, что вы слышали или делали, показало… Чтобы сделать это… нажимайте для безопасности и производите… Смотрите… Этот скелет действует так же, как если бы он был живым… На этот раз у скелета нет ни нервной системы, ни мышц. Скелет состоит только из костей. Тем не менее, некая функция возможна даже при наличии только костей, даже если нет ничего живого, что могло бы создавать движение. Таким образом, пропорция движения определяется не мной. Она определяется тем, к чему я прикасаюсь. Видите? Насколько сильно я нажимаю на это? То, насколько сильное произойдет скручивание, будет зависеть от конструкции, а не от моих навыков.

Посмотрите на все те вещи, о которых мы говорили. Это зависит от наших взаимоотношений. Все это было правильным, но все это есть только в FI. Никакая другая система не использует это. Здесь мы сделали не одну вещь, а десяток подобных вещей.
Разве я не показывал вам, как работать с головой, чтобы не было приступа зевоты? Разве я не показал, как тянуть или толкать голову? Это не деформировало структуру каждого позвонка, но влияло на функцию всего позвоночного столба. Предполагается, что позвоночник поддерживает голову таким образом, чтобы голова могла двигаться, вертеться и все такое. Поэтому начинать надо со скелета. Это показывает вам, что все, что мы здесь делали, радикально, коренным образом отличается от того, как обычно используют скелет. Вот почему ни у кого нет скелета, лишившегося ноги. (Учебный скелет был без ноги и руки.) Он лишился ее, потому что мы поворачиваем ногу так, как никто другой никогда не делал этого со скелетом. Это достаточно понятно? Давайте пойдем и сделаем нечто еще более впечатляющее. Это будет FI и ничего более. Вы найдете сходство с чем угодно, но это будет именно FI.

Демонстрация FI на студенте:

Эйлин, пожалуйста, подойдите сюда. Человек, больной лепрой, как нельзя лучше подойдет для этой цели. Пожалуйста, снимите очки. Пожалуйста, лягте на спину и поставьте сюда стопы.
Что не так с ее стопами? (в ответ на это замечание раздается смех, поэтому вероятно, что Моше подразумевает здесь скелет). Это уши. Это глаза. Если я сделаю так, смогу ли я заставить тебя пописать, если я ущипну тебя здесь? О, ты в этом сомневаешься! Ну ничего, у меня есть рефлексотерапевты, которые хотят таким образом вылечить мою катаракту. Однако я не уверен в том, что им это не удастся.
И все же, что бы вы сделали с этими ногами, с этим телом? Я сделаю с ним что-нибудь, что не имеет ничего общего с тем, что знаю я или что знаете вы. По сути, это будет FI. На самом деле, я расскажу вам все секреты, а потом некоторые из вас будут меня учить. Это случается очень часто. Ко мне уже подходили некоторые из вас и пытались рассказать мне, как следует учить, или говорили мне, что им необходимо знать.
Пожалуйста, дайте мне доску. Помимо этой доски, мне хотелось бы… Есть еще кое-что. В какой терапии важно устроить человека так, чтобы ему было комфортно? Не из соображений человеческой гуманности, а ради успеха того, что вы делаете. В какой технике это важно… Видите, эта голова, эта грудь и эти ноги никогда не поддадутся мне и не уступят в том, что мне необходимо для того, чтобы добиться успеха в восстановлении ее функции, если ее тело не будет располагаться комфортным образом. Мы уже видели это на чертовом скелете. Мы видели, что даже проклятый скелет отказывается удерживать какие-то свои части в воздухе. С чем это связано? Связано ли это с биологической обратной связью? Или может быть это как-то связано с Рольфингом? Или с психологами?
С чем связан отказ скелета удерживать свои части в воздухе? Скелет не может двигаться, он мертв. Следовательно, скелет может располагаться лишь настолько низко, насколько это может сделать любая чертова вещь, которая не является живой. Он должен быть в состоянии, когда он не может двигаться. Скелет должен находиться в самой нижней точке, куда его будет тянуть сила тяжести.
Дайте мне какой-нибудь валик или что-нибудь мягкое, что можно подложить под шею. Дайте мне несколько книг, чтобы я мог обеспечить какую-то поддержку голове… Почему я хочу обеспечить поддержку голове? Почему так все еще будет слишком низко? Смотрите, так уже лучше.

Основываясь на любую другую из известных вам систем, как бы вы определили, что опора под головой сейчас все еще слишком высока или что прежде она была слишком низкой? Могли бы вы сделать это с помощью биологической обратной связи? Могли бы вы сделать это с помощью массажа? Какой бы техникой вы руководствовались, чтобы определить, что это слишком высоко? Насколько это высоко. Однако никто из вас не смог выразить эту разницу словами. А вот теперь в самый раз. Откуда мы знаем, что это правильно? Как мы это чувствуем? Можем ли мы сделать это с помощью шиацу, мацу, кацу? Какими бы средствами вы руководствовались при вынесении вердикта? А ведь многие из вас делают все эти вещи.
На самом деле, я не возражаю против того, чтобы вы делали все эти вещи. Каждая из них немного улучшает то, что я делаю. Если вы думаете, что я стряпаю это по тому же принципу, как если бы я готовил тушеное мясо рагу… Если вы думаете, что я обжариваю морковь, добавляю немного вина, специй и чеснока, и в итоге получаю тушеный гуляш, вы ошибаетесь.
Что мы делаем? Посмотрите, какие у нее стопы. Посмотрите на пальцы ног. В чем разница между двумя ногами? Теперь вы расскажите мне, в чем она заключалась, что было сделано, и каков результат. (Похоже, что Моше держит доску у ее стоп: микрофон улавливает шорохи.) Расскажите мне, как это работает. Объясните это не с помощью FI, а с помощью любой чертовой вещи, которая приходит вам в голову. Расскажите мне, используя любой другой метод, который вы знаете. Только в Калифорнии можно насчитать не менее пятидесяти их разновидностей.
Пока вы думаете об этом, подумайте о том, что я сделал с Эйлин Орт. На днях я работал с ней, когда она была парализована. Я обнаружил, что (бормочет) позвонки на ее спине… Внезапно то же самое… В какой-то момент она начала чувствовать, что сенсорная информация идет с левой стороны, а не с правой. Назовите мне еще одну технику или другую систему, которая могла бы это обнаружить. Для всех вас это было ново. Почему? Как я это сделал?
Тем не менее я это сделал. Итак, у меня должна была быть какая-то предварительная идея относительно того, что это может быть так. На самом деле, я обнаружил ее в пределах четверти дюйма. Итак… Как бы вы сделали это с помощью иглоукалывания или чего-то еще? В FI есть нечто очень своеобразное, нечто, что отличает ее от всех других дисциплин. Это то, свидетелями чего мы являемся сейчас. Что я делаю? Во-первых, дайте мне сначала посмотреть, сработает ли это. Давайте посмотрим, стоит ли проводить FI.
Вчера кто-то видел, как я проделывал это с человеком, который тридцать два года назад нырнул на мелководье. Этот человек сломал себе шею и был парализован ниже уровня шеи. Когда я делал подобные вещи, я создавал клонические движения. Кто видел, как я это делал? Как я остановил клонические движения? Каким образом FI может вам подсказать, что, если у него будут клонические движения, она сможет их прекратить? Что такое клоническое движение?

Кто-то из класса: Клоническое движение — это избыточное возбуждение нейронов на определенном уровне, вызывающее неконтролируемое движение.

М.Ф: О чем вы говорите? Активация нейронов — нейроны активируются в любом случае. Миллиарды нейронов постоянно возбуждаются. (бормочет) Это всегда происходит ритмично. В противном случае не было бы колебаний. Если бы ингибирующая функция работала, это бы происходило мягко и ни к чему бы не приводило.


«Спастический» означает… (бормочет)… и тогда это произойдет. Но если это происходит как — пом, пом, пом, пом, пом — значит, это ритмичная вещь. Вот и все. Однако, что это такое? Вы так и не объяснили мне, что же такое клоническое движение на самом деле. Вы объяснили, что это было возбуждение нейронов. Это правильно. Но что можно сделать без возбуждения нейронов? Это бесполезное дополнение к этому. Что же такое клоническое движение? Вы сказали, что это происходит при ингибировании (бормочет) … Это невозможно!

Кто-то из класса: При спастической ноге.

М.Ф: Подождите минутку. Что вы подразумеваете под спастической ногой? Эта нога не может быть спастической, если только ей не говорят быть спастической. Это как раз одна из тех вещей, которые были неправильными в озвученном определении клонического движения.
Есть только активное возбуждение, которое ничем не убирается. Обычное возбуждение... Посмотрите на нормальную руку. Она активируется и останавливается. Я могу выполнять альтернативные движения. При спастических движениях это лишь… (звуки кряхтения). Вот что это такое.

То, что они делают, это… Всего несколько десятилетий назад в нейрофизиологии они разрезали мозг и выясняли, какая функция появляется, а какая исчезает… Если вы выполните срез позади красного ядра, даже если это будет на одну десятую дюйма, это приведет к полной спастической организации всей мускулатуры.

Если вы говорите «спастическая нога», вы должны знать, о чем вы говорите. Во Флориде вы не можете позволить себе дурачить. Вы должны либо (бормочет), либо нет, плюс вы должны получать от этого удовольствие! Только не маяться дурью! Там очень бедный язык.

Спастических ног не бывает. Существует только нога, с мышцами и мозгом, который где-то травмирован, поэтому ингибирующая часть... та, которая отвечает за попеременное включение агонистов и антагонистов... Та красивая ясность... биологи различают в физиологии... нормальный обмен уничтожен. Не существует никакого переключения на антагониста. Здесь работает только агонист и никак не может остановиться. Вот что такое спастическая нога. Такой ясности мышления нет ни в одной из упомянутых систем. Мы имеем дело с функцией, а, значит, вы должны знать, о чем говорите. Это не просто слова.

Когда перед вами спастическая нога, которую нам необходимо обсудить... В чем вопрос?

Кто-то из класса: Когда работает только антагонист, значит ли это, что работает только одна функция? Вы начинаете создавать или имитировать функционирование?

Нет, посредством доски я не имитирую ходьбу. Эта доска может стимулировать клоническое движение. Давайте посмотрим, что мы можем сделать с этой ногой.

Возможно, пока я работаю с доской, было бы интересно узнать, что вы чувствуете. Что это дает вам? Ждать несколько секунд, прежде чем почувствовать что? Почему я делаю такую ​​глупость? Посмотрите, что я делаю. Вы видите, что я делаю нечто другое относительно того, что я делал раньше?

Минуту назад, когда я только коснулся ее, здесь не было никакого движения. Оно было только там. Теперь, когда я это сделал, она поняла, что это как-то связано с ее спиной. Вы видите, что двигается вся нога? Видите, что вся нога стала другой? Вы чувствуете, что пальцы ног двигаются по-другому? Что-то перестраивается. Не отвечайте мне сразу, потому что вы обнаружите, что упустите множество других вещей, которые вы сможете почувствовать не сразу.
Почему она чувствует покалывание в пальцах ног? Откуда мне знать, что она почувствует покалывание в пальцах ног, когда я прикоснусь здесь? Почему она не чувствует такого же покалывания, когда я прикасаюсь здесь? Объясните мне это с помощью любой другой техники, которая у нас есть! Что мы делаем? Разве не выглядит безумием то, что я делаю? Я ведь просто беру кусок доски и каким-то странным образом верчу чью-то ногу, и это вызывает какие-то ощущения.

Эйлин: Я чувствую давление… (она прекращает говорить)

Почему вы перестали говорить? Вы чувствуете, что там что-то еще продолжает происходить? Помолчите несколько мгновений. Вы чувствуете, что происходит с вашим большим пальцем ноги? Теперь большой палец касается доски. Минуту назад палец был таким. Смотрите снова. Видите, большой палец теперь стоит на доске? Что теперь делают остальные пальцы? Я начал с мизинцев ног. Касается ли доски третий или четвертый палец? Касается ли доски большой палец? Этот урок FI для вас. Смотрите, я располагаю доску здесь, и все пальцы касаются доски. Что я сделал и что я интегрировал? Что я интегрировал?
Функция — это просто слово. Как интегрировать функцию? Функцию можно интегрировать в математике. В математике можно брать логарифмы и интегралы. Вы говорите, fx dx, и вы говорите, что собираетесь интегрировать это между двумя пределами. Кстати, я сделал то же самое. «Ф» это и первая буква «Фельденкрайза», и первая буква «функции» ... Вот почему возникла идея интегрирования функции. На самом деле правильнее было бы использовать термин «функциональная реабилитация». Но в действительности, речь идет именно о функциональной интеграции, а не реабилитации.


Давайте посмотрим, что произойдет со скелетом. Если бы я сделал это со скелетом, это бы не сработало. Я касаюсь мизинцев ног скелета миллион раз, и ничего не происходит. Тем не менее, когда скелет был жив, я бы мог с ним это сделать.
Далее... Кстати, вы увидите, что я сделал раньше. Посмотрите, сейчас я пытаюсь проделать то же самое. Видите, что теперь вся стопа стоит на доске? Причем стопа не просто стоит на доске, но, когда я двигаю доску, стопа следует за мной. Так? Смотрите…
Вы когда-нибудь видели, что делает парень, катающийся на лыжах? Он едет на двух маленьких штучках, которые скользят по снегу. Снег не имеет идеального уклона. Снег бывает твердым и мягким. Что делает его лыжа? (звуки Моше, имитирующего лыжника). А его голова делает то же самое? Нет! Он держит ее, и на самом деле... На самом деле есть норвежский способ катания на лыжах и французский способ катания на лыжах. Откуда нога лыжника знает, как делать то, что делаю я? Или, может быть, это я делаю то, что делает лыжник?
Как получилось, что я смог добиться этого от ее ноги, но не могу добиться этого от ноги скелета? Я бы не мог добиться этого посредством массажа ноги. Я не мог добиться этого с помощью рефлексотерапии. Я не мог бы получить такой результат ни от одной из техник, о которых я упоминал ранее.
Я видел это, пока работал над этим. Я сделаю это снова. Посмотрите на это необыкновенное явление. Вы видите, что эта нога стала «разумной» ногой? Теперь эта нога могла бы кататься на лыжах. Теперь смотрите, что вы сейчас делаете со своей головой. Посмотрите на ее грудь и посмотрите, какая выше. Выше левая грудь или правая? Куда теперь вы передвинете кисти рук? Чувствуете ли вы одно и то же в левой и правой частях рта? Я уже могу сказать, что левая сторона рта отличается от правой стороны рта. Посмотрите, какие у нее разные глаза. Даже длина щеки и головы различна слева и справа.
Как все эти вещи связаны со стопами и с доской? Кто бы мог подумать обо всех этих вещах? Подумал бы об этом гештальт-терапевт, юнгианец и фрейдист? Все эти люди занимаются чем-то другим. А мы работаем через FI.
Что мы понимаем под FI? Что обычно делает эта стопа? В норме эта стопа несет человека и имеет наружные рецептивные нервные окончания. В идеальной стопе, в идеальной жизни, в идеальной нервной системе эта нога была бы в состоянии сделать это, она могла бы ходить по мокрой траве, по склону, по гальке или карабкаться по скале. Эта нога предназначена для того, чтобы кататься на лыжах, жонглировать и цепляться за землю. Также должна быть возможность щекотать этой ногой вашего мужа и поднимать ею вещи с пола. Я знаю японца (бормочет), который мог вот так захватить мой палец. Он вот так сжимал мой палец, и я не мог вынуть его из его стопы. Он мог тянуть меня таким образом куда угодно. Его способность (сжимать или захватывать) стопой была безграничной.
Однако если вы почитаете западные книги по анатомии, вы обнаружите, что в них говорится, что стопа не обладает способностью к захвату. То, что мы делаем здесь, опуская ее вниз. Вот что мы делаем. Смотрите, и вы увидите, что ее стопа не способна на захват. Ее сила захвата происходит за счет сгибания колена. Это сгибает нижние мышцы там, когда оно сгибается… (бормотание)… сужается и удерживает. Однако это не то, что сделал бы мой учитель японского языка Кобяши. Кобяши сделал бы вот так. Он бы положил его туда и удерживал бы так, что вы бы не смогли его вытащить. Он захватил бы вас двумя пальцами ног, словно ножницами.
Если вы думаете, что он единственный, кто на это способен, я могу сказать вам, что знаю сотни сапожников и плотников-бедуинов, которые на самом деле удерживают кожу для подошвы между большим пальцем ноги и мизинцем. Они таким образом удерживают и проталкивают ее на протяжении всего дня. На самом деле в стопе есть цепкие мышцы, которыми мы никогда не пользуемся. Поэтому эти мышцы остаются такими же инфантильными и невинными, как когда мы только рождаемся.
Посмотрите теперь, как лежит эта стопа и эта стопа. Посмотрите, как лежат пальцы этой стопы и пальцы другой стопы. Вы видите это впервые? Вы видели это в течение последних трех лет. Что именно вы видите?

Если хотите видеть, идите к морю (здесь используется игра созвучных слов «see» - «видеть» и «sea» - «море»: Go to the sea if you want to see). Увидеть море. Увидеть мир. Я поступил на флот, чтобы увидеть мир, и что я вижу? Я вижу море! Кстати, кто когда-либо мог предположить, что, когда вы говорите о таких серьезных уникальных вещах, вы должны смеяться. В противном случае вы не учитесь. Какая техника или система из тех, которые мы упомянули сегодня, заставили бы вас в это поверить?
Давайте пойдем дальше. У нас есть наружные проприоцептивные нервные окончания. В идеальной стопе происходит идеальное распределение давления по стопе. Как это? Это ваша предвзятая идея. Нам необходимо выяснить, что будет делать идеальная стопа. Идеальной стопы не существует. Тем не менее, есть последующие приближения, когда вы сможете видеть все лучшие и лучшие стопы. Вы хотите найти стопы, которые были бы способны делать все то, на что способна стопа. Именно такие стопы ощущаются идеальными. Именно такие стопы показывают вам, как одни стопы могут работать лучше, чем другие стопы. Это стопы, которые могут играть в футбол, жонглировать, или правильно плавать, или ходить по канату, или кататься на коньках, или танцевать чечетку... Такая стопа легче, лучше и удобнее, чем стопы других людей. Она делает тысячи вещей, на которые не способны стопы других людей. И дело не в том, что другие люди не подходят для этого. Просто другие люди сохраняют свою инфантильную недифференцированную нервную систему, которая на это не способна. Она не способна это делать, потому что мы не позволяем ей работать должным образом. Вот почему мы говорим, что используем лишь 10% своих возможностей.
Опять же, один из важных моментов, который был (бормочет) в Германии... Там кто-то задал мне вопрос: «Как вы думаете, зачем природа создала 100% нашего мозга, если мы используем его лишь на 10%?»
На этот вопрос есть множество ответов. Природа чрезвычайно расточительна. Есть множество сперматозоидов, уходящих в никуда. Есть множество яйцеклеток, которые будут потрачены впустую. Большое количество рыбной икры уходит в никуда. Не думайте, что природа скупа. Природа разбрасывается множеством самых разных вещей, и мы не знаем, чего она хочет. Мы не знаем, что делает природа. Мы не знаем, для кого и с какой целью. Поэтому не приписывайте природе никаких предвзятых идей.
Природа ужасно расточительна и в то же время в частных случаях крайне скупа. В каждом человеке она стремится к совершенству. Любая трата внутри человека губительна для его жизни. В нем есть все: и плохое, безразличное, и хорошее.
Поэтому без предвзятых мнений можно лишь сказать, что так это работает. И все. Как это работает и что работает? В идеальной стопе существует определенное распределение веса. Кстати, расположение нервных окончаний в стопе... Если присмотреться к размеру, к плотности, к важности, можно проследить проект идеальной стопы. На самом деле каждый накладывает свои ограничения на идеальную вещь. Каждый человек становится самостоятельным индивидуумом, а значит, уступает идеалу. Каждое ограничение уступает идеалу. Это не улучшение, если вы слишком деликатны. Это не улучшение, если вы не переносите дым. Если кто-то начинает курить, а вы начинаете кашлять, это не улучшение. Только слабая нервная система слишком аллергична или слишком идиотична, чтобы справляться с жизнью.

(Кто-то из класса задал вопрос, не записанный на ленту)

М.Ф: Конечно, вы можете! Некоторые люди дышат под водой около пяти минут. В действительности не совсем дышат. Они ныряют под воду и остаются там на пять минут. Ныряльщики за жемчугом в течение первых двадцати пяти лет своей жизни могут проводить под водой по пять минут, прежде чем возвращаются с жемчугом. Это среднее время для хорошего ныряльщика за жемчугом.

Кто-то из класса: Природе свойственно расточительство. Я понимаю, когда вы говорите об этом. Концепция человеческого расточительства... Когда вы говорите, что единственное место, где это кажется неуместным или негативным, — это человеческая жизнь. Какое вообще отношение к этому имеет расточительство? Как это соотносится с человеческой жизнью? Вы, похоже, имеете в виду, что…

М.Ф: Что такое расточительство? ... тратить впустую свою жизнь. Например: поставьте их всех в ряд и косите людей из пулемета. Это пустая трата человеческой жизни. Ах да, я действительно думаю, что это пустая трата времени, когда люди ассоциируют себя с чем-то. Когда люди каким-то образом ассоциируют себя со своим образованием. ... когда вы уходите от FI, что является лишь началом ... Изначально, у людей есть мозг, который представляет собой чистый лист в отношении всего, что касается социальных и межличностных отношений. Когда вы рождаетесь, в вас нет ничего, что могло бы быть с этим ассоциировано.
В первые годы жизни вы организуете всю свою систему в том направлении, в котором она всегда будет вести вас впоследствии. После этого вы навсегда будете такими. В конечном итоге, вы оказываетесь ограничены. Вы не занимались музыкой, вы не занимались другими вещами. Что еще более важно, так это то, что вы обнаружите, что способны делать только те вещи, которые вы знаете. Вы так привязываетесь к тому, что знаете.
Например, говоря о расточительности и нерасточительности.... В самом нормальном смысле не среднее, а идеальное.... Во всем живом животном мире, от насекомых до птиц, или до рыб, нет никакого предпочтения со стороны одного самца к другой самке или со стороны одной самки к одному самцу. Вместо этого между полами существуют своего рода католические отношения. Это означает, что в зоопарке может быть медведица, привезенная из России, и медведь из Австралии. Их можно спарить, и все! Уличные собаки спариваются с любой сукой, у которой течка. Люди же с этой точки зрения настолько запрограммированы, что, если есть кто-то, кто целует вас так, что вам это кажется уникальным, вы можете быть готовы покончить жизнь самоубийством. Это при том, что вокруг могут быть лучшие мозги, лучшие пенисы и лучшие тела, чем у того человека, с которым вы встретились.

Все это запрограммировано. И это делает мою жизнь, твою жизнь и ее жизнь несчастной. И это вместо того, чтобы превратить ее в кружащее голову переживание. Вы исключаете возможность рисковать. Вы лишаетесь уверенности в том, что вы можете это сделать. Вы теряете уверенность в том, что можете быть эффективным или привлекательным. Вы исключаете тот факт, что у вас есть средства заставить кого-то приплыть к вам прямо в руки. Вы почему-то думаете, что у вас это получилось всего один раз, и больше не получится! Вот что я называю расточительством. Я считаю расточительством причинение себе страданий каждую секунду вашей жизни, в то время как вы могли бы проживать ее более насыщенно и полноценно.
Вы никогда не думали о таких вещах… (бормочет). Это то, что я называю расточительством. Когда я привожу к вам ребенка с церебральным параличом, который не может говорить, и я узнаю, что ребенок никогда в жизни не учил стишок... Когда я знаю, что человек не знает, как прочитать два слова из любой детской песенки... Когда этому ребенку семь лет и у него проблемы с речью. Я сказал ему, что он станет математиком. Выяснилось, что его отец — математик. Так что, видите ли, можно быть математиком и при этом быть немного «ку-ку».
Давайте продолжим нашу работу с FI. Мы возбуждаем эти наружные проприоцептивные нервные окончания. Это тело сейчас лежит, а значит, в норме эти наружные проприоцептивные окончания сейчас не должны работать. В результате эта нога остается такой, какая она есть, и она использует ее так, как если бы она стояла и шла. Вот как она ее использует. Я говорю, что это не то, что она умеет делать лучше всего. Она не идеальна. Она не обладает должной свободой нервной системы для установления необходимых связей. Из всех возможных связей для создания идеальной стопы она выбрала создание эти связей.
Теперь я продолжу. Ее тело не стоит. Таким образом, когда она ходит, теперь в ее жизни есть опыт, что при такой ходьбе ноге не больно. Все в порядке. Она и не подозревала, что ее стопа удерживается таким образом из-за того, как она удерживает спину. Этот встроенный зажим в спине очень далек от того, что могло бы сотворить идеальное тело. Как только я совершил здесь это изменение, первое, что она поняла, это то, что эта спина не подходит этой ноге и этой стопе.
Не подходит этой ноге для чего?.. Для функции перемещения этой ноги таким образом, чтобы на ней стоять. И ни для какой другой функции! Итак, мы имеем дело с функцией этой ноги, этого мозга, этой груди, этой головы и т. д. применительно к функции использования этой ноги для чего? Что бы она ни хотела сделать, она должна использовать эту ногу. Она должна использовать эту ногу, чтобы встать с постели по утрам. Во всех случаях она должна использовать какое-то давление на стопу. Если это давление на стопу способно лишь исказить ее тело до определенной организации, она может следовать лишь этой особой организации. Это означает, что она не способна делать ничего другого, кроме этой организации. Все, что выходит за пределы ее привычек, мыслей или действий, ограничивает ее до использования ею лишь небольшой части себя.
В результате у нее большая нервная система, которая в основном растрачивается впустую. Если бы эта нервная система оказалась в руках Ньютона, он бы создал из нее еще одну силу тяжести. Однако она не может обойтись без силы тяжести. Она использует ее для бог знает чего еще. Ньютон не умел петь, так что его мозг был недостаточно хорош для пения. Он этого не делал и думал, что это выходит за рамки его возможностей. Никто из нас не может использовать весь мозг. Есть только два или три человека в этом мире, которые, как известно, использовали свой мозг больше, чем на среднюю мощность.
Одним из таких людей был Леонардо да Винчи. Он был одним из тех анатомов, которые придерживались концепции, что необходимо разрезать человека, если вы хотите что-то узнать об анатомии. Он был единственным, кто считал, что вы должны знать, что это такое, прежде чем рисовать это. Он был единственным, кто думал, что было недостаточно просто рисовать это. Почему вы не можете просто знать, что находится внутри? Почему вы видите на листе бумаги что-то близкое и далекое? Позже (бормочет)… провел формальное исследование, но именно Леонардо да Винчи создал первые правила перспективы.
Египтяне не использовали перспективу. Когда египтяне хотели что-то показать, они сажали парня вот так и поворачивали голову. Египтяне не умели рисовать лицо, повернутое вбок. Они не знали, что его следует сделать меньше, чтобы оно выглядело так же. Леонардо да Винчи научился это делать.
Я не буду утомлять вас всеми подробностями о Леонардо да Винчи. Он научился делать вещи, которые не могли делать другие люди. Он слепил самую большую лошадь. Она имела огромный вес, который нужно было поднять на пьедестал и закрепить там. Они переместили ее, не имея всех тех средств, которыми мы располагаем сегодня. Никто в мире не хотел браться за это, потому что были уверены, что потеряют все вложенные деньги. Они не знали, как вообще можно вылепить нечто столь огромное. А Леонардо да Винчи знал. Он также поставил шоу на сцене, располагая лишь теми средствами, которые были ему тогда доступны. В этом шоу люди парили в раю и сгорали в аду. Все это делалось закулисным персоналом, вращающим колеса и рычаги. Когда вы посмотрите на то, что сделал этот человек ... Он предсказал подводные лодки и летательные аппараты. Леонардо да Винчи сконструировал одни из лучших пушек и кораблей своего времени. Одновременно с этим, он был художником и скульптором, он был универсальной человеческой машиной.
Позвольте мне продолжить. Иначе мы никогда не закончим. Вы знаете все детали относительно FI. Теперь, когда вы знаете одну из причин, по которой мы размещаем человека в положении лежа. Если вы читали книгу «Тело и зрелое поведение», вы знаете, что мы хотели бы поместить лежащего человека в солевой раствор. Солевой раствор будет соответствовать плотности этого тела. Это устранило бы любой шум и любое видение. Тогда мускулатура нервной системы была бы готова отказаться от всех своих привычных паттернов. Паттерны, которые поддерживаются исключительно привычкой и незнанием того, как уйти от того, что хорошо знакомо. Если вы начинаете делать что-то другое, вы начинаете чувствовать, что можете потерять свою индивидуальность. Это похоже на то, как если бы вы пребывали в другом состоянии сознания. Далее, когда он напуган, он не сможет вернуться в то чертово состояние осознанности, в котором он функционирует. Таким образом, все боятся потерять это маленькое идиотическое «я». Бог знает, что произойдет, если он вновь не станет таким же идиотом, какой он есть. В этом случае он станет другим идиотом. А этого он уже не может вынести.
Вот где вступает в действие FI. Мы освобождаем тело от необходимости стоять. Все разгибатели, все антигравитационные мышцы могут больше не работать. Мозг позволяет им расслабиться. Мы также ограничиваем нашу организацию таким образом, что каждая кость... Теперь вы понимаете, насколько это просто? Это обеспечивает поддержку голове и всему остальному. Поэтому все привычные сокращения в положении стоя становятся тщетными и бесполезными. Поэтому, когда я дотрагиваюсь до этого и вызываю возбуждение наружного перцептивного нервного окончания, мы тем самым начинаем двигать внутренние нервные окончания в суставах, мышцах и сухожилиях. И куда все это направляется? В сенсорную кору головного мозга. И это создаст у нее намерение сделать что? Это создаст у нее намерение скользить по поверхности.

Смотрите, если вы поставите нормальную стопу на скользящую плоскость... Можете себе представить, как будет себя вести нормальная стопа, помещенная на скользящую плоскость? Вот что она сделает. Она сначала проскользнёт, но затем сразу восстановит равновесие баланс. Поэтому, если я сделаю вот так... Вы видите? Она не делала этого в начале. Привычка настолько велика, что большая ее часть все еще занята латентными привычными сокращениями.

Теперь, делая это, я имею дело с функцией и создаю это. Все эти вещи... Сенсорная информация проходит через сенсорную кору головного мозга и сообщает ей: «Вы стоите на внешней стороне стопы. Если вы стоите на внешней стороне стопы, как может быть так, что палец не соприкасается?» Она не идиотка, поэтому ее интеллектуальная нервная система меняется так, что ее палец начинает соприкасаться. Видите, и этот палец тоже. Он также говорит: «Я не идиот. Я знаю, что мне нужно коснуться земли, чтобы сохранить равновесие». Вы видите, что ее нервная система работает намного лучше, чем она сама? Вполне вероятно, что она гораздо более красивая женщина, чем мы видим сейчас. Это то, что происходит с большинством женщин. Когда они ложатся в постель и чувствуют себя свободными от (бормочет), они внезапно становятся красивыми. Внезапно они нравятся мужу. Внезапно они становятся намного красивее, чем тогда, когда идут по улице.

(Ученики: много смеха... Моше, мужчины тоже становятся красивее?)

О, да! При условии, что вы прежде не надавили на него. В противном случае он переносит туда накопленное в течение дня напряжение. Это может быть часть той же самой маски, которую он использует в течение дня. Если он сохраняет эту маску, то в постели он такой же идиот, как и снаружи. Вы понимаете, почему я иногда говорю, что «функциональная интеграция» и физиотерапия — это иногда одно и то же? Это связано с самой сущностью жизни. Это то же самое. Это всё связано с движением.
Поэтому ей сразу становится понятно, что где-то что-то не в порядке с ее позвоночником. Вы видите, что, когда я иду туда, эта нога вдруг становится мощной и сильной? Смотрите, где бы я ни расположил доску, нога и стопа следуют за ней. Раньше она не умела этого делать. Она понятия не имела, как это сделать. Как же так? Кора была освобождена от привычного паттерна, который управлял ею и выдавал одну и ту же реакцию на каждую чертову вещь здесь.
Другими словами, вот как будет выглядеть физиотерапия. ... Возьмите ногу, которая не работает, и согните ее. (судя по звукам, Моше выполняет преувеличенную демонстрацию физиотерапии и массажа). Что это даст? Это немного улучшит кровообращение. Это сделает все, кроме FI.

Вот, что мы делаем со всеми… (бормочет). Мы пытаемся возбудить сенсорный аппарат. Это означает, что внешний мир воздействует на вас, проникая в ваш мозг и вызывая преднамеренную реакцию. Под «преднамеренной» я подразумеваю, что человек хочет это сделать. «Преднамеренная» означает, что это не ответ на эти раздражители. Это означает, что она хочет это сделать. Это будет улучшать даже непреднамеренное. Именно это сейчас и происходит. Эта мышца парализована. Если я хочу вернуть ее к жизни, то выполняю рефлексотерапию. Затем могу делать шиацу, кацу, мацу! Но никакой из этих методов не сделает того, что вы только что видели.

Это означает возбуждение конечной функции стояния за счет использования всего сенсорного аппарата. Это означает, что все сгибатели и разгибатели организуются таким образом, чтобы она имела возможность стоять. Таким образом, голова все чувствует и ощущает. Если я это сделаю, я вызову в этой нервной системе реакцию на стояние. Это меняет стопу.

Около половины мышц тела вовлечены только лишь в это движение. Сейчас не работает только одна мышца. Почему она не работает? Здесь есть мышца и она большая. В мышце есть нерв, но что-то не работает. Что же это? Возможно, это что-то в нервной… (бормочет). Это означает ту область, где нерв распространяется в мышцу. Может быть дело в самом нерве, в том, что не проходят импульсы. Это может быть связано с самыми разными проблемами. Я не знаю. Однако, с помощью массажа я только лишь усиливаю кровообращение этой чертовой штуки. Разумеется, человек получает от этого какое-то сенсорное ощущение. Но это не имеет абсолютно никакого отношения к функции ходьбы.


Теперь я хочу интегрировать функцию стояния и использования тела в ходьбе, при ударах ногами или при выполнении каких-то других задач. Поэтому, делая это, я вызываю у нервной системы намеренное движение, необходимое для стояния. На самом деле это попытка мобилизовать всю левую сторону, чтобы заставить ее стоять. Вы можете видеть, что она в таком тонусе, что одним пальцем я могу поднять ногу. Я могу вертеть ногой, и она будет следовать за мной. При этом это не «я» произвожу это движение за счет силы. Движение совершает ее таз и ее тело.
При этом нервная система начинает посылать импульсы, направленные на то, чтобы реализовать процесс стоя. Это задействует все разгибатели. У вас семьсот мышц и лишь одна из них не работает, сигналы не проходят должным образом. В норме, чтобы толкнуть ногу, импульсы должны идти от головы сюда. Что бы ты ни делал, ты никогда не смотришь на это. Если бы вы могли взять эти импульсы и перенаправлять их по пути импульсов, человек бы задвигал ногой. Этот человек будет двигать ногой, как и все остальные. Ни в одной другой технике, которые вы применяете, никто не делает ничего подобного. Любая из техник, которые вы используете, делает лишь второстепенные, незначительные вещи. Да, могут понадобиться Рольфинг и массаж. Однако у сильных, здоровых, живых мышц все в порядке с фасцией.
Таким образом, у вас есть импульсы, исходящие от нервной системы и спинного мозга, которые должны достичь этой несовершенной мышцы. Эта несовершенная мышца — единственная из семиста мышц не хочет работать. Это может быть одна мышца из пятисот одной мышцы. Когда вы исследуете функцию, вы можете использовать любую мышцу, которую хотите.
Затем происходит что-то очень смешное. Все изменилось. Теперь импульсы поступают к этой мышце точно так же, как и ко всем остальным мышцам. Это не просто попытка улучшить кровообращение в надежде, что мышцы начнут двигаться. У меня есть опыт работы с людьми, которые тридцать лет пытались двигаться и не могли этого сделать. Вчера я проделал все это с человеком, который сломал себе шею во время плавания. Все эти искусственные движения, которых он не делал тридцать два года, просто используя доску у его стоп. Это изменило то, как он встал.
Это изменение было произведено не мной. Наоборот, это произошло потому, что что-то смогло проходить туда, куда раньше проходить не могло. Этого может не случиться. Однако, по крайней мере, у вас есть шанс. Вы не просто просите мышцу сокращаться. Вместо этого вы просите мышцы сокращаться гармонично с остальным телом и тем, как используется все тело. Дело в том, что импульсы, которые пытаются пройти тем обычным путем, который бы они использовали для функционирования, имеют больше шансов на функционирование.
Как видите, девяносто процентов таких вещей, даже при несовершенном выполнении, имеют успех. При наличии настоящих знаний эти вещи успешны примерно в 99% случаев.
После того, как вы все это проделали, вы обнаружите кое-что из того, что мы делали раньше. Посмотрите, насколько гибкой стала эта нога. Посмотрите, какие пальцы. Посмотрите, какими они должны быть. Посмотрите, какая это рука.
Встаньте и посмотрите, как это все ощущается. Видите, насколько это важно? Все нюансы существенны. Вы видите, что один глаз больше другого? Какая сторона вашего рта больше? Какое плечо больше другого?

(Участница: Вы собираетесь оставить меня перекошенной?)

Ага! видите, она ощущает себя не в своей тарелке. Как я сделал ее кривобокой? За счет того, что проделал все то, что проделал! Видите? Теперь вы все идите и попытайтесь сделать это.
Кстати, Энди, теперь ты признаешь, что тебе нужно говорить одно и то же сто один раз? Когда я найду другой способ сказать то же самое... а я найду другой способ уже через несколько дней... это будет полезно. Как ты думаешь, все поняли то, что я сказал сегодня?


Если ты так думаешь, ты сильно ошибаешься. Я преподаю уже сорок лет и знаю, что это такое. Я встречал умных людей. Я знаю, на что они способны. Энди, я думаю, что если ты откроешь свой разум для подобного образа мыслей... когда ты слышишь то, что что кажется тебе знакомым...Просто послушай... Это важно для всех вас, поскольку большую часть времени мы озабочены обучением.
Обучение — это одна из самых необычных вещей. Невозможно учиться, если все, что вы слышите до того, как вы наконец услышите окончательную мысль, классифицируется вами как то, что вы знали прежде.
Если вы автоматически относите все к этому... а это - к тому... Это я уже слышал. ... А это я знаю... Это касается мышц. Это касается массажа. ... Это связано с тем, чтобы быть добрым к клиенту. Об этом я уже знаю.
Если вы автоматически будете так делать, то никогда не поймете ничего из того, что я сегодня сказал об FI. Вы никогда не поймете это достаточно ясно. Тем не менее, именно так и происходит. Большинство людей вместо того, чтобы слушать и наблюдать, пишут и делают заметки. Они делают заметки, которые классифицируют все это уже самим фактом подбора слов. Они уменьшают тот контраст, который я создаю намеренно. Я делаю его преувеличенно ярким по сравнению с чем-либо еще. Именно благодаря этому вы сможете увидеть различие между ним и чем-то еще. Ни один человеческий мозг не способен к обучению, если какие-то вещи не будут «написаны» черным по белому. Это должно быть что-то, что позволяет ему почувствовать или ощутить разницу. Если вы не создадите эту разницу, независимо от того, что вы говорите, люди уйдут, не осознав до конца этой разницы.
Все, что мы облекаем в слова, можно расчленить на крупицы знаний, которые мы уже знаем. И когда вы это классифицируете, исчезают целостность и новизна. Вот почему я могу повторять подобные вещи об FI миллион раз. В этом классе я делал это по крайней мере сто пятьдесят раз. Я мог бы проверить это по своим записям, если бы у меня были ссылки. Мои записи распечатаны. Я мог бы найти вам конкретные даты и часы, когда я это говорил.

(Участники: В работе с людьми... что вы рассматриваете как разницу?)

В яблочко! Это то, о чем я и говорил. Вот почему я… (бормочет). В чем разница между FI и физиотерапией? Какой вид физиотерапии? Я не говорю о физиотерапии, которую вообще не стоит проводить, я говорю об очень хорошей физиотерапии. В чем разница?

Разница только в этом. Ложитесь еще раз, пожалуйста. Различные физиотерапевтические методы будут делать то, что, как я вижу, делают некоторые из вас. Они возьмут стопу и сделают ее мягкой. Необходимо организовать это, потому что эта мышца напряжена, поэтому это двигает то и т.д. и т.п. Двигайтесь мягко, но заставьте мышцы работать. Расслабьте вот здесь. Я видел, как вы делали то же самое. Это хорошая физиотерапия.

На самом деле, то, как вы начнете осваивать FI — будет чем-то на это похоже. Сейчас я покажу вам хороший урок FI. Энди, ты видишь, что она хочет, чтобы я показал ей хороший урок FI? Все, что я делал здесь перед вами, — это хорошая функциональная интеграция.
Я вижу, когда некоторые люди делают это, думая о функции движения ноги. Вы можете думать об этом так же, как мы это делали... Как будет поворачиваться эта нога. Некоторые захотят поставить эту ногу вот так, чтобы иметь возможность повертеть ею. В этом разница между хорошей физиотерапией, дрянной физиотерапией и FI.

(Комментарий участников на записи не слышен.)

Это верно для каждого хорошего массажиста или физиотерапевта. Для любого, кто делает что-либо правильным образом, это правильно. Но ни один из них не выполняет FI. Теперь вам это понятно, или вы хотите увидеть FI? Кто-то из здесь присутствующих просил меня об этом.

Если бы кто-то попросил вас показать вам FI, что бы вы сделали? Я так и сделал, и именно поэтому у меня больше нет волос. При всем уважении... потому что многие из вас сыпят комплиментами в адрес FI. А я говорю, что все эти комплименты можно сказать о любом человеке, который делает что-то правильно. Я бы не сказал, что до того, как вы пошли обучаться FI, вы делали эти вещи намного хуже. Так или не так? Я уверен, что люди, которые учили вас, говорили то же самое. (Последнее относится к учащемуся — предположим, это Даб Ли.)

(Участники: Какова ваша краткая вербализация разницы?)

Во-первых, это FI, а не биологическая обратная связь. В FI у вас должна быть биологическая обратная связь. Без биологической обратной связи невозможна никакая функция. Следовательно, биологическая обратная связь подсказывает мне... когда я смотрю глазами, я знаю, что вижу то, что вижу… так?

(Участники: Повторите, пожалуйста, еще раз.)
У человека, — на самом деле, не только человека, но и у всего живого, — нет никакой возможности прожить и десяти секунд без биологической обратной связи. Следовательно, это не открытие. Но это всего лишь инструмент, который показывает вам, что вы делаете именно то, что делаете, когда совершаете какое-то действие. Обучение состоит в том, что вы можете знать, как бьется ваше сердце. Вы можете знать, что оно бьется, но вы понятия не имеете, как оно бьется. Вы видите, что, если вы вдыхаете, это влияет на сердцебиение? Эта информация позволяет вам что-то делать с сердцебиением.

(Участники: В этом и заключается суть FI?)

Да! Иначе вы не могли бы сделать FI… Функция не может существовать без биологической обратной связи. То, что я делаю, — полностью построено на биологической обратной связи. Я информирую человека о том, что может сделать стопа. Я могу проделать это с этой стопой или с другой. Однако, если я это проделаю, я получу только лишь маленькую часть, а не всю функцию.

Очень сложно уловить абстрактную идею, которая и благородна, и касается нас самих. Вы видите, что он не может этого понять? Дело не в том, что он не хочет понимать. Он не способен понять. Вопрос, который он задает сейчас, показывает, что на самом деле он ничего не понял. Поэтому я всегда повторяю одно и то же новыми словами.

Участник: (бормочет) -- некоторые вещи, которые мы там написали, звучат как одно и то же. Ингредиенты (бормочет) Это и есть причина моего замешательства.

М.Ф: Да, это единственный, который не существует с другими. Да, именно об этом мы и говорили. Я должен был (бормочет) последним. Это единственное, чем является FI. Все остальные… Вы правы, я вас путаю. Это единственный ингредиент, который более-менее уникален. Я не знаю, достаточно ли корректна такая формулировка. Не знаю, не найдете ли вы подобных формулировок в других дисциплинах. Но если вы примерно поймете, что это означает, то именно это и является той единственной вещью, которую сложно найти в других системах. В противном случае это правильно.

Я хочу, чтобы вы поняли, что вы можете смотреть и на другие вещи. Если вы действительно честны с собой, вы знаете, что именно так и поступит любой хороший массажист. Любой хороший физиотерапевт сделает также. Любой, кто знает, что именно он делает, и делает это искренне и со знанием дела, сможет сделать большинство из этих вещей, указанных в списке.
В FI это необходимо. Это неотъемлемая часть системы. Если вы не сделаете это таким образом, это не сработает. Но суть не в этом. Суть здесь. Ингредиенты адаптированы для функции. Количество движения в каждом ингредиенте не является абсолютным для того, что делает этот ингредиент. Это только то, что необходимо для создания функции. В другой ситуации или в другом положении та же самая мышца может вообще ничего не делать. Или ее можно было бы мобилизовать так, что она сделала бы еще больше. Но когда мы делаем это, мы имеем дело только лишь с костями, или с мышцами, или с суставами, или с нервной системой, или с сенсорным аппаратом и с импульсами. Вместо этого мы имеем дело со всем телом в целом, представляющим собой замкнутую цепь. В процессе функционирования оно работает как единое целое. Мы используем это. Вот где на самом деле мастерство.

Только когда вы смотрите на это… Вы уже знаете, как я смотрю на человека, который приходит на лечение и в большинстве случаев делает правильные вещи, чтобы добиться улучшения. Когда вы имеете дело с функцией, становится совершенно очевидным, где самое большое нарушение. Так вы сможете узнать, где самая большая проблема. Это означает, что вы можете расположить свои пальцы прямо там, где помощь нужна больше, чем где-либо еще. И тогда облегчение и реакция будут самыми благоприятными. Реакция человека настолько велика, что сам начинаешь удивляться. Невольно задаешься вопросом, что же я такого сделал. И сами говорите себе: «Я просто двигал это вот так, и что же я сделал?»
Когда мы говорим о (бормотание), это то, что … глядя с этой точки зрения, иметь способность смотреть на человека, прикасаться к человеку, попросить его пройти два шага и убедиться, что-то, что вы делаете … Положение, в котором вы его расположите, или то, чем вы собираетесь заняться, скорее всего, приведет именно к тому, что, как объяснил человек, было основной причиной.
Вы можете увидеть, что у него было заморожено плечо, и он не может выполнить подачу. Вы все равно найдете ту зацепку, которая вам для этого действительно необходима. Вы столкнетесь с ребенком, который не мог говорить. Вы обнаружите, что половина его неба в носу вообще не работает. Слова, которые я ему говорил, не вызывали у него ни единого отклика. В возрасте семи лет у него хорошая память на мелодии. Он научился этому, когда он жил в Калифорнии и смотрел телевизор каждый чертов день. Он смотрит все передачи для детей.

Есть еще какие-то вопросы, помимо: «Покажите нам FI»?

Участник: У меня есть вопросы, которые я считаю неуместными для сегодняшнего дня. Однако я хотел бы чтобы вы рассказали об этом позже на этой неделе. Мне бы хотелось послушать вашу точку зрения относительно последовательности функционального развития. В частности, как, по вашему мнению, развиваются наши функции, наслаиваясь одна поверх другой.

М.Ф: Мы уже разбирали это. Это было бы излишним. Мы проделывали это с положением лежа. Вы помните, как долго Рубин… прежде чем он смог лечь, приподняв голову, перекатывался вместе с головой??? Вы видели, как перекатывается ребенок, переворачиваясь со спины снова на спину, не меняя при этом вертикального положения головы и удерживая взгляд на линии горизонта. Рубин, помните, как вам это удалось? В тот момент он был одним из первых, кому это удалось. Мы работали над этим неделями. Затем мы ползали по-пластунски, ипсилатерально, контрлатерально, скользя тазом по полу на одной стороне, на другой… Затем мы перешли к ползанью на четвереньках. Мы все это проделывали.
О, вы хотите больше подробностей. Ну, дайте мне четыре тысячи долларов, как врачу. За то время, которое было у нас в распоряжении, я дал больше деталей, практики, информации и теории, чем кто-либо был бы способен усвоить.

Участник: Я вижу, как мы используем эту последовательность развития в АТМ. Когда вы работаете с кем-то посредством FI, как вы интегрируете эти знания о последовательности развития в FI?

М.Ф: Сколько раз вы видели, как я работаю?

Участники: Определенное количество.

М.Ф: Те, которые вы видите и о которых вы знаете, — это те, которые вы помните, как движения, предназначенные для физиотерапии. В чем трудность того, чтобы представить себе движения по мере их развития? В тех примерах, которые мы делали, в чем сложность?
В чем сложность того, чтобы представить животное? Если вы хотите конкретных животных, я назову их вам завтра.
Завтра мы поговорим об инструкциях для занятий любовью. Мы подробно разберем функцию сношения.

Участник: Когда вы начинали трехлетнюю программу, ожидали ли вы, что большинство из нас, учеников, научатся проводить FI к концу трехлетнего периода?

М.Ф: Нет, я предполагал, что к концу трех лет у вас должно быть четкое и ясное представление об АТМ. Вы должны уметь эффективно и правильно проводить уроки большим группам. Что касается FI … Я ожидал, что вы будете знать достаточно, чтобы учиться на опыте. Это означает, что вы могли бы работать с людьми разного уровня сложности. Таким образом, вы смогли бы развивать свое представление о том, как использовать эту функцию и что делать после этого.
Это отличается от того, когда кто-то говорит вам: «О, это хорошо. Очень хорошо.» На самом деле, очень очевидно, что важно делать при этом движении. Вот что (мямлит). Это то, чего мы не делали.
Я полагаю, что, если бы каждый из вас прошел двадцать-тридцать таких процедур, вы могли бы продолжать сами, как и все другие ассистенты. Все остальные помощники делали примерно то же самое. У них было больше шансов, поскольку у них было больше возможности поучиться прежде.
На самом деле, я думаю, что большинство из вас… спросите Мию или Габи… были ли люди после девяти месяцев обучения осведомлены или обучены лучше, чем любой из вас. Я так не думаю. В каком-то смысле у них было больше шансов, потому что они были со мной, пока я работал с людьми. Через несколько месяцев я дал им возможность прикасаться или проделывать простые вещи, которые можно было сделать. Кроме того, я позволяю им работать на мне. Это их многому научило. В этом главное отличие. В целом, это светлое пятно в курсе. Большинство из вас добились невероятного прогресса. Опыт группы сформировал семейный дух. Любой, кто приходит сюда, поражается этому. Ни в одном университете вы не найдете того чувства общности, которое есть здесь. Многие из вас так замечательно изменились.
Например, Чапра или Холмс… Сравните, какими они были три года назад и какими стали сейчас. Сравните то, как они стояли и двигались. Сравните их лица и их выражения. Посмотрите на них сейчас. Это должно дать вам представление о старении…
С этой точки зрения я более чем доволен. На самом деле, я удивлен, что я так доволен. Я вам скажу, в начале все это было похоже на сборище разных людей без какого-либо академического сходства… Не было какого-то общего уровня академического образования. Были философы, доктора наук и т. д. Большое разнообразие в полученном уровне образования.
Есть некоторые математики, которым было понятно, когда я говорил о виртуальном движении. Когда я понял, что центр тяжести — это не точка или вещь, а идея. В живом движущемся теле невозможно найти истинный центр тяжести. Вы можете лишь показать определенный объем, в котором перемещается центр тяжести. В целом, сам по себе термин «центр тяжести» — это всего лишь полезное слово. Оно означает, что параллельные силы можно заменить одной равнодействующей.
Вот что это значит. В нашем случае мы говорим о весе. Поскольку центр тяжести слишком далеко от нас… на расстоянии примерно шести тысяч (мямлит) километров. …Тогда различие между тем и тем, до центра тяжести, представляет собой две параллельные силы.

Кстати, я могу прямо вам сказать… Вы необычайно изменились в телодвижениях. Вы помните, чем вы занимались в первый год? Вы все время зевали и напрягали челюсть, удерживая ее открытой, пока вы зевали. Зевание являлось компульсивным движением. Постепенно, оно полностью исчезло. Вместо этого появилась улыбка. Я думаю, что вместо этого улыбка. Я рад за вас. Очевидно, что вы чувствуете себя значительно лучше.
А, вот еще один — террорист. Вы помните, каким он был общительным? Вы помните, как он был резок, как критичен? Он всегда должен был сказать что-то уместное, чтобы показать вам, что он намного умнее вас. Теперь он стал более человечным. Он в большей степени стал самим собой. Он хороший парень.
Мне нужно лишь оглянуться вокруг — и я уже вижу изменения. Вы помните, какие у меня были проблемы с мистером Причина и Следствие? А ведь он мне понравился с первого дня, как я его увидел. И тем не менее, у меня с ним было больше проблем, чем у многих из вас.

Я и сам стал лучше, обучая вас. Мое преподавание стало лучше, чем было прежде. Оно стало более понятным, более точным и более разнообразным. Я прихожу сюда утром, уже заранее уверенный в вашем присутствии и любознательности. Именно это присутствие, любознательность и реакция на мои замечания являются для меня пусковым механизмом. Это помогает подбирать правильные слова. … Кстати, за три года не было ни дня, когда бы вы не удивлялись услышанному в этот день. Каждый раз вы задавались вопросом, может ли быть еще лучше, чем день или неделю назад. И тем не менее, всегда было что-то новое или лучшее.
Я никогда ничего не готовил заранее. Все, кто меня знает, знают, что я никогда не готовлюсь. Это происходило из-за вашего влияния на меня. Я чувствовал расположение к большинству из вас. Я чувствовал, что передо мной внимательная, ясная, интересная группа для обучения. Итак, ответ в том, что наше обожание друг к другу обоюдно.

Участники: Большое спасибо. (Звуки аплодисментов)

М.Ф: Кстати, еще одно. Некоторые люди считают, что я был слишком резким, отвечая им. Но так происходило лишь с теми, кто три года подряд задавал один и тот же вопрос. При этом они так никогда и не поменяли своего отношения к этому вопросу. В таких случаях я всегда даю им понять, что дело не в том, что они придираются к смыслу. Я даю им понять, что они не хотят двигаться, не хотят менять свое отношение, вообще не хотят менять свою привычку. И все, что я говорю, для них как вода с гуся. Приятно и мило, но потом они крякают на свою прежнюю еду.
Помните, как в первый год я старался изо всех сил, чтобы ей было здесь комфортно? Но ей здесь было плохо. Тем не менее, она осталась на все три года. Это огромное достижение и для нее, и для меня. В первый день, когда я увидел ее в группе, я подошел и сказал ей что-то приятное для нее самой, чтобы она набралась смелости, чтобы продолжать и упорствовать в своем обучении. Так-то!

Спасибо (Звуки аплодисментов)

Конец 15 августа 1977 г., понедельник (неделя 10, день 36)
Курсы и уроки по теме
Подписывайтесь на наши каналы, чтобы быть в курсе последних новостей
Задать вопрос
Ответим с 10:00 – 18:00 по Москве
Mail